Сухопутный линкор Т-35

Война

После ПМВ (Первой мировой войны) многие армии мира предпринимали попытки обзавестись тяжёлыми танками, однако, как правило, они заканчивались безрезультатно, или воплощались в единичные образцы бронетехники.

Исключение составил СССР в начале 30-х «запиливший» тяжёлый танк Т-35, который был запущен в серию. Об этой машине мы и расскажем вам в данной статье.

Создание Т-35

Нередко в сети можно встретить утверждение, что Т-35 был всего лишь более крупным вариантом Т-28, однако это в корне неверно. Действительно, «коробочки» имели некоторые сходные элементы конструкции, но это объясняется лишь более поздним стремлением к максимальной унификации этих танков, а реально прототипом «тридцать пятого» послужил ТГ, разработка которого была прервана в связи с высокой стоимостью машины германского конструктора Гротте.

Эдвард Гротте — бронетанковый инженер-конструктор Германии. В 1931 году работал по приглашению на заводе «Большевик» и им был разработан Танк Гротте более известный как ТГ.

Работы над первым серийным тяжёлым танком стартовали в 1929 году, два года спустя он был воплощён в металле, а ещё через год прошёл полигонные испытания, на которых с одной стороны продемонстрировал приемлемые результаты, с другой стороны – военная приёмка предложила выполнить некоторые доработки.

В частности была усилена ходовая часть (ХЧ), в конструкции машины появились пулемётные башни и изменилась конструкция средних орудийных, некоторым метаморфозам подвергся и дизайн корпуса. Получившийся вариант Т-35А и послужил прототипом для большей части выпущенных в 30-е годы серийных «коробочек» этой модели.

Т-35 в музее Верхней Пышмы
Т-35 в музее Верхней Пышмы

Компоновка Танка Т-35

В целом она была идентична таковой у Т-28: экипаж и вооружение располагалось в передней части корпуса, двигатель и элементы трансмиссии – в корме. Танк имел двухъярусное расположение огневых средств, установленных в пяти башнях: в центральной находились КТ-28 и три ДТ; в передней правой и задней левой – по одной 20К и ДТ; в передней левой и задней правой – по одному ДТ.

Поскольку необходимость обслуживания столь сложного комбинированного технического средства требовала интенсивного взаимодействия всех танкистов долженствующих уметь заменять друг друга, могу констатировать, что «прикрепление» к определённой огневой группе каждого члена экипажа, на разных модификациях насчитывавшего от 9 до 12 человек, было достаточно условным.

Корпус танка, имевший обычную коробчатую форму, был выполнен клёпано-сварным способом, артиллерийские и пулемётные башни были идентичны устанавливавшимся на Т-28 и БТ-5, таким образом, посадка-высадка танкистов обычно осуществлялась через люки в их крыше.

Замечу, что мехвод также имел свой люк, однако он мог им воспользоваться, только если находившаяся над ним башня была развёрнута в положение «на борт». Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что последняя серия «тридцать пятых» подобно «двадцать восьмым» получила конические башни, всего было построено десять таких «коробочек».

Танки на красной площади Т-35 36 года и Т-35 39года
Танки на Красной площади Т-35 1932-1936 года и Т-35 1939 года (с канонической башней).

Т-35А имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 9,72/3,2/3,43 м.
  • Масса — 50 т.
  • Бронирование — наклонное/вертикальное: 20-30 мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×М-17Л, 500 л. с.
  • Скорость — 29 км/ч.
  • Запас хода — 100 км.
  • Вооружение — 1×КТ-28 – 76 мм; 2×20К – 45 мм; 7×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 11 человек.

Всего был построен 61 танк Т-35А

Основные модификации

Должен отметить, что помимо упоминавшейся выше серии с коническими башнями проводились модернизации двигателя, который удалось форсировать до 580 л. с., а также бронирования (лоб корпуса был доведён до 50 мм), ХЧ и некоторых элементов конструкции корпуса.

Кроме того, на базе Т-35 разрабатывались следующие модели:

  • СУ-14 – тяжёлая самоходка, вооружённая 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
  • СУ-14-1— то же самое, но со 152-миллиметровым стволом Бр-2.
  • Т-112 – фактически тот же Т-28, но с подвеской от Т-35.
Звено подвески танка т-35
Звено подвески танка Т-35

Впоследствии была выполнена экранировка двух первых моделей, однако в серию они так и не пошли, а «сто двенадцатый» вообще так и остался на бумаге.

Боевое применение Т-35

Будучи создан ещё в первой половине 30-х «тридцать пятый» умудрился «просачковать» все конфликты, предшествовавшие ВОВ, а к 22 июня на вооружении в строевых частях (34-й тд) находилось 48 «коробочек» этого типа.

Примечательно, что хотя нападение вермахта не застало их врасплох – тревогу в вооружённых ими полках объявили ещё вечером 21 июня, участие этих танков в боевых действиях оказалось крайне невразумительным.

Сломанный Т-35
Сломанный Т-35

Так, большая часть машин была потеряна по техническим причинам, в приграничных боях было уничтожено всего лишь шесть единиц. Известно, что впоследствии они эпизодически использовались под Харьковом и Москвой, однако ничего неизвестно о достигнутых ими результатах.

Последний раз Т-35 вступил в бой в апреле 45-го на улицах Берлина – немцы использовали танк, который привезли на выставку трофейной техники ещё в 41-м из-под Равы-Русской, разумеется, он был быстро уничтожен.

Оценка Т-35

Здесь надо отметить, что, будучи создана в рамках устаревшей концепции тяжёлого танка начала 30-х эта машина оказалась практически бесполезна в реальных боевых действиях.

Так, она имела совершенно недостаточное бронирование, крайне ненадёжную, перегруженную ХЧ, слабое и бестолковое вооружение и, наконец, часть этих танков (первых выпусков) была неслабо изношена, что и стало причиной их массового выхода из строя.

Tank-T-35

Таким образом, подводя итоги, приходится констатировать, что «тридцать пятый» оказался способен только дефилировать по Красной площади под вспышками фото — и кинокамер, чем он, кстати, занимался и на фронте – солдаты вермахта весьма охотно фотографировались на фоне этого «чуда враждебной техники». Что же касается использования по прямому назначению, то в этом плане он оказался колоссальной тратой сил и средств, не принеся в конечном итоге практически никакой пользы.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.