После ПМВ (Первой мировой войны) многие армии мира предпринимали попытки обзавестись тяжёлыми танками, однако, как правило, они заканчивались безрезультатно, или воплощались в единичные образцы бронетехники.
Исключение составил СССР в начале 30-х «запиливший» тяжёлый танк Т-35, который был запущен в серию. Об этой машине мы и расскажем вам в данной статье.
Создание Т-35
Нередко в сети можно встретить утверждение, что Т-35 был всего лишь более крупным вариантом Т-28, однако это в корне неверно. Действительно, «коробочки» имели некоторые сходные элементы конструкции, но это объясняется лишь более поздним стремлением к максимальной унификации этих танков, а реально прототипом «тридцать пятого» послужил ТГ, разработка которого была прервана в связи с высокой стоимостью машины германского конструктора Гротте.
Эдвард Гротте — бронетанковый инженер-конструктор Германии. В 1931 году работал по приглашению на заводе «Большевик» и им был разработан Танк Гротте более известный как ТГ.
Работы над первым серийным тяжёлым танком стартовали в 1929 году, два года спустя он был воплощён в металле, а ещё через год прошёл полигонные испытания, на которых с одной стороны продемонстрировал приемлемые результаты, с другой стороны – военная приёмка предложила выполнить некоторые доработки.
В частности была усилена ходовая часть (ХЧ), в конструкции машины появились пулемётные башни и изменилась конструкция средних орудийных, некоторым метаморфозам подвергся и дизайн корпуса. Получившийся вариант Т-35А и послужил прототипом для большей части выпущенных в 30-е годы серийных «коробочек» этой модели.

Компоновка Танка Т-35
В целом она была идентична таковой у Т-28: экипаж и вооружение располагалось в передней части корпуса, двигатель и элементы трансмиссии – в корме. Танк имел двухъярусное расположение огневых средств, установленных в пяти башнях: в центральной находились КТ-28 и три ДТ; в передней правой и задней левой – по одной 20К и ДТ; в передней левой и задней правой – по одному ДТ.
Поскольку необходимость обслуживания столь сложного комбинированного технического средства требовала интенсивного взаимодействия всех танкистов долженствующих уметь заменять друг друга, могу констатировать, что «прикрепление» к определённой огневой группе каждого члена экипажа, на разных модификациях насчитывавшего от 9 до 12 человек, было достаточно условным.
Корпус танка, имевший обычную коробчатую форму, был выполнен клёпано-сварным способом, артиллерийские и пулемётные башни были идентичны устанавливавшимся на Т-28 и БТ-5, таким образом, посадка-высадка танкистов обычно осуществлялась через люки в их крыше.
Замечу, что мехвод также имел свой люк, однако он мог им воспользоваться, только если находившаяся над ним башня была развёрнута в положение «на борт». Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что последняя серия «тридцать пятых» подобно «двадцать восьмым» получила конические башни, всего было построено десять таких «коробочек».

Т-35А имел следующие ТТХ:
- Габариты — 9,72/3,2/3,43 м.
- Масса — 50 т.
- Бронирование — наклонное/вертикальное: 20-30 мм; горизонтальное: 10-20 мм.
- Двигатель — 1×М-17Л, 500 л. с.
- Скорость — 29 км/ч.
- Запас хода — 100 км.
- Вооружение — 1×КТ-28 – 76 мм; 2×20К – 45 мм; 7×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 11 человек.
Всего был построен 61 танк Т-35А
Основные модификации
Должен отметить, что помимо упоминавшейся выше серии с коническими башнями проводились модернизации двигателя, который удалось форсировать до 580 л. с., а также бронирования (лоб корпуса был доведён до 50 мм), ХЧ и некоторых элементов конструкции корпуса.
Кроме того, на базе Т-35 разрабатывались следующие модели:
- СУ-14 – тяжёлая самоходка, вооружённая 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
- СУ-14-1— то же самое, но со 152-миллиметровым стволом Бр-2.
- Т-112 – фактически тот же Т-28, но с подвеской от Т-35.

Впоследствии была выполнена экранировка двух первых моделей, однако в серию они так и не пошли, а «сто двенадцатый» вообще так и остался на бумаге.
Боевое применение Т-35
Будучи создан ещё в первой половине 30-х «тридцать пятый» умудрился «просачковать» все конфликты, предшествовавшие ВОВ, а к 22 июня на вооружении в строевых частях (34-й тд) находилось 48 «коробочек» этого типа.
Примечательно, что хотя нападение вермахта не застало их врасплох – тревогу в вооружённых ими полках объявили ещё вечером 21 июня, участие этих танков в боевых действиях оказалось крайне невразумительным.

Так, большая часть машин была потеряна по техническим причинам, в приграничных боях было уничтожено всего лишь шесть единиц. Известно, что впоследствии они эпизодически использовались под Харьковом и Москвой, однако ничего неизвестно о достигнутых ими результатах.
Последний раз Т-35 вступил в бой в апреле 45-го на улицах Берлина – немцы использовали танк, который привезли на выставку трофейной техники ещё в 41-м из-под Равы-Русской, разумеется, он был быстро уничтожен.
Оценка Т-35
Здесь надо отметить, что, будучи создана в рамках устаревшей концепции тяжёлого танка начала 30-х эта машина оказалась практически бесполезна в реальных боевых действиях.
Так, она имела совершенно недостаточное бронирование, крайне ненадёжную, перегруженную ХЧ, слабое и бестолковое вооружение и, наконец, часть этих танков (первых выпусков) была неслабо изношена, что и стало причиной их массового выхода из строя.
Таким образом, подводя итоги, приходится констатировать, что «тридцать пятый» оказался способен только дефилировать по Красной площади под вспышками фото — и кинокамер, чем он, кстати, занимался и на фронте – солдаты вермахта весьма охотно фотографировались на фоне этого «чуда враждебной техники». Что же касается использования по прямому назначению, то в этом плане он оказался колоссальной тратой сил и средств, не принеся в конечном итоге практически никакой пользы.