Т-34-85 – вторая жизнь легендарного танка

Война

В предыдущей статье мы рассказали о создании легендарного Т-34, на протяжении двух лет безраздельно господствовавшего на полях сражений ВМВ. Однако новое поколение германской бронетехники в боях на Курской дуге убедительно продемонстрировало, что данный танк морально устарел. Это стало причиной его модернизации, которая воплотилась в создание нового Т-34-85, о котором мы расскажем в этой статье.

Разработка Т-34-85

Итак, в 1942-м, когда на фронте стала появляться вражеская экспериментальная техника, созданная в качестве ответа советским машинам, обозначилась необходимость в модернизации вооружения и бронирования Т-34.

Поэтому весной следующего года трофейный «Тигр» подвергся артиллерийским испытаниям под Кубинкой, в ходе которых помимо всего прочего была выявлена уязвимость этого «панцера» для огня 85-миллиметровой зенитки 52-К.

85-миллиметровая зенитка 52-К
85-миллиметровая зенитка 52-К

Хочу отметить, что хотя разработанное на её базе танковое орудие Д-5 немедленно стало устанавливаться в качестве основного рабочего «инструмента» на СУ-85 о том, чтобы оснастить им «тридцатьчетвёрку» вначале 43-го почему-то никто всерьёз не задумывался. Положение изменилось лишь после «великой танковой рубки», когда потери советской бронетехники в «чисто танковом» бою вчетверо превысили потери Панцерваффе.

Т-34-85
Т-34-85

Главной причиной этого было то, что устанавливавшиеся на германских «роликах» длинноствольные орудия поражали Т-34 с дистанции в полтора километра, тогда как их стволы были опасны для врага максимум с шестисот метров.

Логичным решением проблемы стала установка более мощной «колотушки», для чего была использована новая трёхместная башня, которая не только была лучше защищена, но и способствовала снижению нагрузки на командира машины.

Компоновка танка

В целом она у Т-34-85 была идентична прототипу, отличаясь только конфигурацией новой башни – она была шестигранной с закруглённой передней частью и наклонными боковыми стенками. По сравнению с предыдущим образцом она имела большее внутреннее пространство, что было обусловлено как стремлением к общему повышению эргономичности, так и тем, что орудие Д-5Т имело слишком большую казённую часть, затруднявшую работу с ним.

Поэтому в конечном итоге было решено оснастить машину стволом ЗИС-С-53 того же калибра при этом отличавшимся меньшим весом и компактностью, что обеспечивало достаточно эффективную работу обслуживавших его танкистов.

Хочу отметить, что конструкторы, стремясь снизить вес башни, несколько сэкономили на её горизонтальном бронировании, тем не менее, общий вес Т-34-85 зашкалил за тридцать тонн, однако это практически никак не сказалось на ходовых характеристиках машины.

Т-34-85 и экипаж

Т-34-85 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,1 (с орудием)/3/2,7 м.
  • Масса — 32 т.
  • Бронирование — наклонное: 45-90мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×В2, 500 л. с.
  • Скорость — 60 км/ч.
  • Запас хода — 345 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т или ЗИС-С-53 – 85 мм, 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего было выпущено свыше 30 500 экземпляров.

Основные модификации Т-34-85

В годы ВОВ советский танкопром был сосредоточен в основном на выпуске линейных танков, поэтому большая часть модификаций на базе Т-34-85 пришлась на послевоенное время.

Как правило, они имели своей целью «подтянуть» машину до стандартов первых послевоенных десятилетий, когда она всё ещё оставалась одной из самых распространённых в танковых войсках. Итак, помимо базовой модели были созданы:

  • От-34-85 – огнемётный вариант.
  • Т-34-85 с дизелем В-2-34М, новой рацией и более совершенной оптикой триплексов.
  • ПТ-34 – минный тральщик.

В 60-м танки были оснащены новыми дизелями В-54 или В-55 развивавшими 520 л. с., помимо этого они получили некоторые элементы от ХЧ Т-55, новое радио- и электрооборудование, а также увеличенный БК. Кроме того на шасси «тридцатьчетвёрки» были созданы десятки САУ и инженерных машин.

Боевое применение Т-34-85

Дебют Т-34-85 состоялся в конце зимы 44-го, однако он был не слишком удачен, виной тому было то, что экипажи не получили необходимого времени на освоение новой машины, к тому же они использовались вместе с устаревшими моделями, что лишь незначительно повышало боевую эффективность вооружённых ими подразделений.

Тем не менее, к началу летнего наступления в Белоруссии и на Украине в строю уже были сотни новых танков, что в сочетании с общим развитием искусства применения танковых армий дало великолепные результаты.

Т-34-85

С другой стороны нельзя не отметить, что вследствие развития противником танкобойных средств «тридцатьчетвёрка» лишилась своей репутации практически неуязвимого танка. Я имею в виду не только длинноствольные орудия, устанавливавшиеся на германские «панцеры» — финал ВОВ был отмечен появлением противотанковых гранатомётов, которые наносили немалый урон «броне» обеих сторон.

Как бы там ни было, исход противостояния с Третьим Рейхом был уже предрешён, Т-34-85 закончил войну на развалинах германских и восточно-европейских городов, став одним из символов Победы.

Впоследствии он принимал участие в Маньчжурском походе РККА, а также во многих конфликтах ХВ, наиболее интенсивным было его применение в Юго-восточной Азии и на Ближнем Востоке. Кроме того, танк успел поучаствовать в десятках других войн и сотнях мелких инцидентов, обусловленных местными коллизиями интересов.

Т-34-85 на параде
Т-34-85 на параде

Зарубежные операторы

В период противостояния антагонистических блоков СВД и НАТО Т-34-85 поставлялся в страны социалистической ориентации, благодаря чему оказался на вооружении десятков армий мира.

Хочу обратить ваше внимание на то, что и по сей день сотни «тридцатьчетвёрок» состоят на вооружении в некоторых государствах третьего мира или находятся на сохранении. При этом многие из них были модернизированы своими операторами, переделаны в САУ или в инженерные машины.

Оценка Т-34-85

Для характеристики этой легенды отечественного танкопрома следует отметить, что данная «коробочка» наиболее соответствовала требованиям, предъявляемым к средним танкам периода ВМВ, что и определило её репутацию лучшей машины в своём классе.

Замечу, что «тридцатьчетвёрка» оставалась эффективна и через десятилетия после своего «звёздного часа»: отчасти благодаря эффективной модернизации, отчасти благодаря тому, что имела некоторые преимущества, характерные для машины этого класса. Как результат, Т-34 стал самым известным танком ВМВ, во многом определив репутацию нашей страны как лидера мирового танкостроения.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.