Т-34-85 – вторая жизнь легендарного танка

Война

В предыдущей статье мы рассказали о создании легендарного Т-34, на протяжении двух лет безраздельно господствовавшего на полях сражений ВМВ. Однако новое поколение германской бронетехники в боях на Курской дуге убедительно продемонстрировало, что данный танк морально устарел. Это стало причиной его модернизации, которая воплотилась в создание нового Т-34-85, о котором мы расскажем в этой статье.

Разработка Т-34-85

Итак, в 1942-м, когда на фронте стала появляться вражеская экспериментальная техника, созданная в качестве ответа советским машинам, обозначилась необходимость в модернизации вооружения и бронирования Т-34.

Поэтому весной следующего года трофейный «Тигр» подвергся артиллерийским испытаниям под Кубинкой, в ходе которых помимо всего прочего была выявлена уязвимость этого «панцера» для огня 85-миллиметровой зенитки 52-К.

85-миллиметровая зенитка 52-К
85-миллиметровая зенитка 52-К

Хочу отметить, что хотя разработанное на её базе танковое орудие Д-5 немедленно стало устанавливаться в качестве основного рабочего «инструмента» на СУ-85 о том, чтобы оснастить им «тридцатьчетвёрку» вначале 43-го почему-то никто всерьёз не задумывался. Положение изменилось лишь после «великой танковой рубки», когда потери советской бронетехники в «чисто танковом» бою вчетверо превысили потери Панцерваффе.

Т-34-85
Т-34-85

Главной причиной этого было то, что устанавливавшиеся на германских «роликах» длинноствольные орудия поражали Т-34 с дистанции в полтора километра, тогда как их стволы были опасны для врага максимум с шестисот метров.

Логичным решением проблемы стала установка более мощной «колотушки», для чего была использована новая трёхместная башня, которая не только была лучше защищена, но и способствовала снижению нагрузки на командира машины.

Компоновка танка

В целом она у Т-34-85 была идентична прототипу, отличаясь только конфигурацией новой башни – она была шестигранной с закруглённой передней частью и наклонными боковыми стенками. По сравнению с предыдущим образцом она имела большее внутреннее пространство, что было обусловлено как стремлением к общему повышению эргономичности, так и тем, что орудие Д-5Т имело слишком большую казённую часть, затруднявшую работу с ним.

Поэтому в конечном итоге было решено оснастить машину стволом ЗИС-С-53 того же калибра при этом отличавшимся меньшим весом и компактностью, что обеспечивало достаточно эффективную работу обслуживавших его танкистов.

Хочу отметить, что конструкторы, стремясь снизить вес башни, несколько сэкономили на её горизонтальном бронировании, тем не менее, общий вес Т-34-85 зашкалил за тридцать тонн, однако это практически никак не сказалось на ходовых характеристиках машины.

Т-34-85 и экипаж

Т-34-85 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,1 (с орудием)/3/2,7 м.
  • Масса — 32 т.
  • Бронирование — наклонное: 45-90мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×В2, 500 л. с.
  • Скорость — 60 км/ч.
  • Запас хода — 345 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т или ЗИС-С-53 – 85 мм, 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего было выпущено свыше 30 500 экземпляров.

Основные модификации Т-34-85

В годы ВОВ советский танкопром был сосредоточен в основном на выпуске линейных танков, поэтому большая часть модификаций на базе Т-34-85 пришлась на послевоенное время.

Как правило, они имели своей целью «подтянуть» машину до стандартов первых послевоенных десятилетий, когда она всё ещё оставалась одной из самых распространённых в танковых войсках. Итак, помимо базовой модели были созданы:

  • От-34-85 – огнемётный вариант.
  • Т-34-85 с дизелем В-2-34М, новой рацией и более совершенной оптикой триплексов.
  • ПТ-34 – минный тральщик.

В 60-м танки были оснащены новыми дизелями В-54 или В-55 развивавшими 520 л. с., помимо этого они получили некоторые элементы от ХЧ Т-55, новое радио- и электрооборудование, а также увеличенный БК. Кроме того на шасси «тридцатьчетвёрки» были созданы десятки САУ и инженерных машин.

Боевое применение Т-34-85

Дебют Т-34-85 состоялся в конце зимы 44-го, однако он был не слишком удачен, виной тому было то, что экипажи не получили необходимого времени на освоение новой машины, к тому же они использовались вместе с устаревшими моделями, что лишь незначительно повышало боевую эффективность вооружённых ими подразделений.

Тем не менее, к началу летнего наступления в Белоруссии и на Украине в строю уже были сотни новых танков, что в сочетании с общим развитием искусства применения танковых армий дало великолепные результаты.

Т-34-85

С другой стороны нельзя не отметить, что вследствие развития противником танкобойных средств «тридцатьчетвёрка» лишилась своей репутации практически неуязвимого танка. Я имею в виду не только длинноствольные орудия, устанавливавшиеся на германские «панцеры» — финал ВОВ был отмечен появлением противотанковых гранатомётов, которые наносили немалый урон «броне» обеих сторон.

Как бы там ни было, исход противостояния с Третьим Рейхом был уже предрешён, Т-34-85 закончил войну на развалинах германских и восточно-европейских городов, став одним из символов Победы.

Впоследствии он принимал участие в Маньчжурском походе РККА, а также во многих конфликтах ХВ, наиболее интенсивным было его применение в Юго-восточной Азии и на Ближнем Востоке. Кроме того, танк успел поучаствовать в десятках других войн и сотнях мелких инцидентов, обусловленных местными коллизиями интересов.

Т-34-85 на параде
Т-34-85 на параде

Зарубежные операторы

В период противостояния антагонистических блоков СВД и НАТО Т-34-85 поставлялся в страны социалистической ориентации, благодаря чему оказался на вооружении десятков армий мира.

Хочу обратить ваше внимание на то, что и по сей день сотни «тридцатьчетвёрок» состоят на вооружении в некоторых государствах третьего мира или находятся на сохранении. При этом многие из них были модернизированы своими операторами, переделаны в САУ или в инженерные машины.

Оценка Т-34-85

Для характеристики этой легенды отечественного танкопрома следует отметить, что данная «коробочка» наиболее соответствовала требованиям, предъявляемым к средним танкам периода ВМВ, что и определило её репутацию лучшей машины в своём классе.

Замечу, что «тридцатьчетвёрка» оставалась эффективна и через десятилетия после своего «звёздного часа»: отчасти благодаря эффективной модернизации, отчасти благодаря тому, что имела некоторые преимущества, характерные для машины этого класса. Как результат, Т-34 стал самым известным танком ВМВ, во многом определив репутацию нашей страны как лидера мирового танкостроения.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.