Т-28 — «Горыныч»

Война

В предыдущих статьях мы рассказали о визите комиссии Гинзбурга на Альбион в 1930 году, по итогам которого был закуплен Т-26, однако мало кто знает, что советские инженеры интересовались тогда и более тяжёлыми машинами. К сожалению, а может и к счастью руководство «Викерса» запросило за них столь непомерную цену, что пришлось удовлетвориться пехотным танком и общим ознакомлением с наработками британской школы танкостроения. Впрочем, этого оказалось достаточно для того, чтобы «запилить» свой собственный средний танк Т-28 о котором мы и расскажем в данной статье.

Разработка Т-28

Хочу отметить, что к началу 30-х советскими инженерами уже был накоплен определённый опыт в вопросе проектирования тяжёлой «брони», так был запущен в серию не слишком удачный Т-24, велись работы по созданию Т-19 и ТГ, таким образом танкостроителям СССР , британский опыт в этой области был полезен, но отнюдь не необходим.

ВТА им. Дзержинского
ВТА им. Дзержинского

Перспективную машину было решено разрабатывать усилиями инженеров ВТА им. Дзержинского и КБ ВОАО летом 31-го предоставивших эскизные проекты – вариант москвичей был признан более удачным и после проведения полигонных тестов прототипа запущен в производство с индексом Т-28 осенью следующего года.

Компоновка танка

«Двадцать восьмой» интересен, прежде всего, тем, что имел многоярусное расположение огневых средств устанавливавшихся в трёх башнях, находившихся в передней и центральной части корпуса. 76-миллиметровое орудие и три пулемёта несла эллиптическая башня, смещённая вперёд от центра машины. Перед ней располагались две пулемётные нёсшие по одному ДТ, между ними находилась боевая рубка мехвода.

Т-28
Т-28

Все вышеназванные элементы конструкции имели люки для работавших в них танкистов, в основной башне их было два, кроме того, в днище был предусмотрен люк-лаз. Командир и наводчик находились в главной башне, они обслуживали орудие и пулемёт, радист сидел в её задней части и помимо выполнения своих прямых обязанностей работал турельным ДТ. Впереди восседали стрелки, обслуживавшие пулемётные башни и между ними – мехвод.

В моторном отделении находились и трансмиссия и двигатель, представлявший собой модификацию авиационного мотора М-17. Бронирование было выполнено по комбинированной клёпано-сварной системе, однако на «коробочках» поздних выпусков превалировало сварное соединение.

Компоновка Т-28
Компоновка Т-28

Кроме того, на них стали устанавливаться экраны, долженствующие предохранить танк от любителей «забав» с кумулятивными боеприпасами.

Т-28 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 7,37/2,87/2,63 м.
  • Масса — 25,4 т.
  • Бронирование — вертикальное: 15-30мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×М-17Т, 450 л. с.
  • Скорость — 42 км/ч.
  • Запас хода — 200 км.
  • Вооружение — 1×КТ-28 – 76 мм; 5×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 6 человек.

Всего было изготовлено 503 экземпляра.

Основные модификации Т-28

Хочу отметить, что за семь лет выпуска этой машины было разработано несколько усовершенствованных вариантов которые никак не обозначались в номенклатуре того времени, а потому я привожу современную:

  • Т-28 обр. 33 г. – базовая модель с орудием и четырьмя пулемётами.
  • Т-28 обр. 34 г. — был добавлен зенитный пулемёт.
  • Т-28А – автострадный – развивал около 60 км/ч по шоссе, к 36-му было создано 52 единицы; замечу, что существовал и ещё более быстроходный вариант, оставшийся чисто экспериментальным.
  • Т-28 обр. 38 г. – был оснащён танкобойной Л-10 того же калибра.
  • Т-28 обр. 40 г. – получил коническую орудийную башню.
  • Т-28Э – экранированный вариант, до данного стандарта были модернизированы 111 «коробочек».
  • Т-28ПХ – оснащался шнорхелем для подводного хода, благодаря чему мог форсировать водоёмы глубиной до четырёх с половиной метров.

Здесь названы только самые массовые модификации, однако учитывая, что период 30-х характеризуется многими экспериментами в области танкостроения, могу предположить, что их было значительно больше.

Поскольку танк активно участвовал в двух войнах, также будет логично предположить наличие многочисленных полевых вариаций, оставшихся неизвестными официальной исторической науке.

Боевое применение танков Т-28

Т-28 дебютировал в Польском походе, однако отсутствие серьёзного противодействия не позволило ему как-то себя проявить. В Финляндии «двадцать восьмые» действовали в составе 20-й ттбр и зарекомендовали себя достаточно неплохо: в частности в отличие от других машин они уверенно могли двигаться по глубокому снегу и имели весьма солидный «огонёк» для того, чтобы успешно «прогрызать» укрепления линии Маннергейма.

Захваченный Финнами Т-28
Захваченный Финнами Т-28

С другой стороны, имевшиеся на вооружении у финнов 37-миллиметровые «антитанки» наглядно продемонстрировали, что их бронирование явно недостаточно для того, чтобы выдерживать огонь хотя бы даже этих «хлопушек». Однако при этом была отмечена хорошая ремонтопригодность «двадцать восьмого» — более 80% подбитых «коробочек» возвращались в строй!

На начало ВОВ поздние модификации Т-28 всё ещё оставались эффективны, представляя серьёзную угрозу для Панцерваффе, однако общий характер первых недель войны, изношенность этих не самых новых машин и дефицит запчастей к ним стал причиной потери большей части танков в приграничных боях.

Впоследствии они эпизодически мелькали на отдельных участках фронта, защищали Москву, а также Ленинград, где отдельные «коробочки» оставались на ходу до 44-го, что было обусловлено наличием необходимого количества запчастей на изготавливавшем их Кировском заводе.

Зарубежные операторы Т-28

В коммерческих целях «двадцать восьмой» не экспортировался, а потому в войска сопредельных государств попадал только в качестве трофеев. Несколько единиц было захвачено венграми и румынами; до десятка досталось немцам, однако об их боевом применении нет практически никаких данных.

Могу лишь констатировать, что эта машина вызывала определённый интерес германского командования, так как один исправный экземпляр был доставлен на Куммерсдорфский полигон, где подвергся всесторонним испытаниям.

Захваченный Т-28
Захваченный Т-28

Наиболее интенсивно эксплуатировали Т-28 финны в ходе двух войн с СССР захватившие в более или менее ремонтопригодном состоянии целых семь единиц. Вместе с другими советскими трофейными танками они были сведены в единственную у армии Суоми бронетанковую бригаду, став одной из её «жемчужин».

Эти «коробочки» использовались в позиционных боях на КарФ и в 1944 году при обороне Выборга; уже после ВОВ один из них был переоборудован в инженерную машину. Окончательно «двадцать восьмые» были сняты с вооружения только в 51-м; в наши дни два из них можно увидеть в музее города Парола, один – в составе мемориального комплекса близ Миккели.

Оценка Т-28

Несмотря на то, что многобашенная схема в конечном итоге была сочтена бесперспективным вариантом развития бронетехники, созданный в её рамках средний танк, оказался достаточно удачной машиной. Так, он отличался высокой скоростью и огневой мощью, кроме того имел весьма приличное для своего времени бронирование.

Хотя у него были и недостатки в виде проблем с двигателем, трансмиссией и несколько ненадёжной ХЧ, при наличии налаженного материально-технического обеспечения это не было критичным, что и продемонстрировала его эксплуатация в районе Ленинграда.

Таким образом, неудачное применение «двадцать восьмого» летом 41-го определяется лишь общим негативным началом ВОВ и не может быть поставлено в вину самой «коробочке», которая таким образом заслуживает высокой оценки.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.