Танк Т-26 однобашенный и его модификации

Война

В нашей предыдущей статье мы рассказали о принятии на вооружение двухбашенного танка Т-26, однако впоследствии был разработан однобашенный вариант ставший основным танком СССР середины – второй половины 30-х. Об этой машине мы и расскажем в данной статье.

Создание Танка Т-26

Итак, необходимость пушечного вооружения и концентрации огня на одной цели определила в 33-м запуск в серию однобашенного варианта Т-26, оснащённого танкобойной «сорокапяткой», которая до ВОВ успела претерпеть несколько модернизаций ориентированных на повышение её надёжности.

Тогда же танк впервые получил радиостанцию с поручневой антенной; нередко ввиду того, что эти машины в первую очередь получали ротные, их называют командирскими, хотя впоследствии ими комплектовались целые подразделения. Пулемётное вооружение «коробочек» 30-х состояло из спаренного с пушкой ДТ, второго ствола установленного в задней части башни и зенитного, для которого была предусмотрена вращающаяся турель.

Танк Т-26 однобашенный
Танк Т-26 однобашенный

Компоновка танка

Конструкция однобашенного «двадцать шестого» за исключением подбашенного отделения, где была смонтирована боеукладка для снарядов орудия, не претерпела практически никаких метаморфоз. Единственное, что изменилось – если раньше каждый из танкистов имел свой люк для посадки в танк, то теперь командир и заряжающий должны были довольствоваться одним общим люком в крыше башни.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что помимо «классики» середины 30-х ближе к концу этого десятилетия на вооружение стали поступать машины с рациональным наклоном вертикальной брони, а также с коническими башнями.

Модель танка Т-26 однобашенный танк

Т-26 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 4,62/2,44/2,24 м.
  • Масса — 9,4 т.
  • Бронирование: вертикальное — 15мм; горизонтальное — 6 мм.
  • Двигатель — 1×90 л. с.
  • Скорость — 30 км/ч.
  • Запас хода — 140 км.
  • Вооружение — 1×20К – 45 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 3 человека.

Всего был выпущен 9591 экземпляр.

Основные модификации однобашенного Т-26

Т-26 производился в 23 базовых вариантах, кроме того, на их основе было создано ещё порядка трёх десятков полевых модификаций самого разного назначения. В качестве наиболее известных следует отметить:

  •  Т-26 обр. 33 – та самая «классика» с цилиндрической башней.
  •  Т-26РТ – другая «классика» с поручневой антенной.
  •  Т-26 обр. 38 – коническая башня и чисто сварной корпус.
  •  Т-26Э – экранированный вариант, разработанный в период Финской войны.
  •  Т-26ТУ – «телемеханическая» «коробочка»; обязана своим появлением фантазмам Тухачевского и К°
  •  Т-26М – машина огневой поддержки; нёс 76-милиметровую короткостволку.
  •  ХТ-26 – огнемётный танк.
  •  Т-26Т – тягач; замечу, что это была далеко не единственная и не самая оригинальная инженерная машина на базе «двадцать шестого».

То же самое можно констатировать и в отношении «чисто линейных» танков, особенно если учесть, что нередко они подвергались кустарным переделкам и экранированию тем, что имелось под рукой рембатов.

Т-26М – машина огневой поддержки;
Т-26М – машина огневой поддержки

Боевое применение Т-26

Боевой дебют Т-26 состоялся в Испании, где они имели неоспоримое преимущество над германскими и итальянскими пулемётными «жестянками». Большую часть потерь советские машины понесли от противотанковой артиллерии, которая также дебютировала в этом конфликте.

Кроме того, эти бои обозначили необходимость более чёткого взаимодействия танков с пехотой, ибо немалое количество потерь «двадцать шестые» понесли именно из-за того, что от них отставали долженствующие прикрывать их республиканские пехотинцы, прямо сказать в большинстве своём не блиставшие боевыми качествами.

Бои на озере Хасан помимо всего прочего продемонстрировали дальнейшее развитие танкобойных средств пехоты, так большая часть потерь была понесена в результате работы японских бронебойщиков вооружённых ПТР тип 98.

Сходную картину дали и события следующего года, когда Т-26 участвовали в боях на Халхин-Голе – хотя их атаки и принесли успех, сопутствующие потери были признаны неоправданно большими. В Польше ввиду отсутствия серьёзного противодействия потери в семействе «двадцать шестых» отсутствовали вообще.

Совершенно иной была картина в Финляндии: активное применение противником противотанковой артиллерии, мин и разного рода других средств поражения стало причиной тяжёлых потерь и катализатором творческого поиска, долженствующего повысить защищённость «коробочки».

Т-26 в Финляндии
Т-26 в Финляндии

Решение было найдено в экранировании танка, однако при этом его вес превысил двенадцать тонн, что явно превышало и без того скромные возможности 90-95-сильного двигателя. Проблемы с ходовой частью при недостаточном уровне защищённости привели к выводу об устаревании машины и необходимости её замены более совершенной бронетехникой.

На начало ВОВ в РККА имелось свыше 10 000 Т-26, разных модификаций, из них до 3500 пребывали в полностью боеспособном состоянии, тем не менее, общий характер начала войны стал причиной того, что к началу битвы за Москву в распоряжении войск ЗФ было не более полусотни машин.

танк Т-26 подбил врага
Танк Т-26 ВОВ

Что касается дерби «двадцать шестых» с вражеской бронетехникой, то они уверенно дырявили Pz. I и Pz. II, мало уступали Pz. III и вчистую проигрывали любому варианту Pz. IV. Кроме того немалую опасность представляли для них и самоходки-истребители, созданные на базе старых германских, а также трофейных французских и чешских танков.

В результате устаревания, а также ввода в строй более современных машин тяжело повреждённые Т-26, как правило, не восстанавливались, а примитивно бросались или, если позволяла фронтовая обстановка, эвакуировались в тыл для сдачи на переплавку.

Тем не менее, отдельные экземпляры в частях второй линии «дожили» до конца ВМВ, последнее их боевое применение датируется августом 1945 года, когда они участвовали в освобождении Сахалина. В следующем году танк был снят с вооружения.

Зарубежные операторы

В их числе я должен назвать Испанию, где они оставались на вооружении до 1972 года, Китай, Турцию, Афганистан – последние имели единичные экземпляры. Кроме того, в ходе наступления 1941 года огромное количество «двадцать шестых» захватили немцы и их союзники по «Оси» – разумеется, на советско-германском фронте они по большей части не дожили до конца войны, а вот «финские» машины были сняты с вооружения только в 1965 году.

Страны Оси —  военно-экономический союз между  Германией, Италией, Японией  которые выступали в роли лидеров и Венгрией ,Болгарией, Румынией и Таиландом, на вторых ролях.

Не столь ещё давно некоторые из них принимали участие в съёмках фильма «Зимняя война», из чего могу сделать вывод о том, что данные «коробочки» до сих пор на ходу.

Немецкий трофейный т-26
Захваченный немцами Т-26

Оценка Т-26

Должен заметить, что этому танку не повезло родиться в канун качественного развития танкобойных средств, которые нашли самое широкое применение на фронтах ВМВ – как результат, он безнадёжно устарел ещё до начала её основной фазы, что стало причиной тяжёлых потерь и снятия с производства.

Тем не менее, «двадцать шестой» оставил в истории отечественного танкостроения колоссальный след, позволив СССР с успехом провести несколько предвоенных кампаний, приняв участие в отражении гитлеровской агрессии и, просто, посодействовав развитию советских бронесил в 30-е годы. Таким образом, он заслуживает если не высокой оценки своих боевых качеств, то, по крайней мере, признания его заслуг, которые реально впечатляют.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.