В нашей предыдущей статье мы рассказали о принятии на вооружение двухбашенного танка Т-26, однако впоследствии был разработан однобашенный вариант ставший основным танком СССР середины – второй половины 30-х. Об этой машине мы и расскажем в данной статье.
Создание Танка Т-26
Итак, необходимость пушечного вооружения и концентрации огня на одной цели определила в 33-м запуск в серию однобашенного варианта Т-26, оснащённого танкобойной «сорокапяткой», которая до ВОВ успела претерпеть несколько модернизаций ориентированных на повышение её надёжности.
Тогда же танк впервые получил радиостанцию с поручневой антенной; нередко ввиду того, что эти машины в первую очередь получали ротные, их называют командирскими, хотя впоследствии ими комплектовались целые подразделения. Пулемётное вооружение «коробочек» 30-х состояло из спаренного с пушкой ДТ, второго ствола установленного в задней части башни и зенитного, для которого была предусмотрена вращающаяся турель.

Компоновка танка
Конструкция однобашенного «двадцать шестого» за исключением подбашенного отделения, где была смонтирована боеукладка для снарядов орудия, не претерпела практически никаких метаморфоз. Единственное, что изменилось – если раньше каждый из танкистов имел свой люк для посадки в танк, то теперь командир и заряжающий должны были довольствоваться одним общим люком в крыше башни.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что помимо «классики» середины 30-х ближе к концу этого десятилетия на вооружение стали поступать машины с рациональным наклоном вертикальной брони, а также с коническими башнями.
Т-26 имел следующие ТТХ:
- Габариты — 4,62/2,44/2,24 м.
- Масса — 9,4 т.
- Бронирование: вертикальное — 15мм; горизонтальное — 6 мм.
- Двигатель — 1×90 л. с.
- Скорость — 30 км/ч.
- Запас хода — 140 км.
- Вооружение — 1×20К – 45 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 3 человека.
Всего был выпущен 9591 экземпляр.
Основные модификации однобашенного Т-26
Т-26 производился в 23 базовых вариантах, кроме того, на их основе было создано ещё порядка трёх десятков полевых модификаций самого разного назначения. В качестве наиболее известных следует отметить:
- Т-26 обр. 33 – та самая «классика» с цилиндрической башней.
- Т-26РТ – другая «классика» с поручневой антенной.
- Т-26 обр. 38 – коническая башня и чисто сварной корпус.
- Т-26Э – экранированный вариант, разработанный в период Финской войны.
- Т-26ТУ – «телемеханическая» «коробочка»; обязана своим появлением фантазмам Тухачевского и К°
- Т-26М – машина огневой поддержки; нёс 76-милиметровую короткостволку.
- ХТ-26 – огнемётный танк.
- Т-26Т – тягач; замечу, что это была далеко не единственная и не самая оригинальная инженерная машина на базе «двадцать шестого».
То же самое можно констатировать и в отношении «чисто линейных» танков, особенно если учесть, что нередко они подвергались кустарным переделкам и экранированию тем, что имелось под рукой рембатов.

Боевое применение Т-26
Боевой дебют Т-26 состоялся в Испании, где они имели неоспоримое преимущество над германскими и итальянскими пулемётными «жестянками». Большую часть потерь советские машины понесли от противотанковой артиллерии, которая также дебютировала в этом конфликте.
Кроме того, эти бои обозначили необходимость более чёткого взаимодействия танков с пехотой, ибо немалое количество потерь «двадцать шестые» понесли именно из-за того, что от них отставали долженствующие прикрывать их республиканские пехотинцы, прямо сказать в большинстве своём не блиставшие боевыми качествами.
Бои на озере Хасан помимо всего прочего продемонстрировали дальнейшее развитие танкобойных средств пехоты, так большая часть потерь была понесена в результате работы японских бронебойщиков вооружённых ПТР тип 98.
Сходную картину дали и события следующего года, когда Т-26 участвовали в боях на Халхин-Голе – хотя их атаки и принесли успех, сопутствующие потери были признаны неоправданно большими. В Польше ввиду отсутствия серьёзного противодействия потери в семействе «двадцать шестых» отсутствовали вообще.
Совершенно иной была картина в Финляндии: активное применение противником противотанковой артиллерии, мин и разного рода других средств поражения стало причиной тяжёлых потерь и катализатором творческого поиска, долженствующего повысить защищённость «коробочки».

Решение было найдено в экранировании танка, однако при этом его вес превысил двенадцать тонн, что явно превышало и без того скромные возможности 90-95-сильного двигателя. Проблемы с ходовой частью при недостаточном уровне защищённости привели к выводу об устаревании машины и необходимости её замены более совершенной бронетехникой.
На начало ВОВ в РККА имелось свыше 10 000 Т-26, разных модификаций, из них до 3500 пребывали в полностью боеспособном состоянии, тем не менее, общий характер начала войны стал причиной того, что к началу битвы за Москву в распоряжении войск ЗФ было не более полусотни машин.

Что касается дерби «двадцать шестых» с вражеской бронетехникой, то они уверенно дырявили Pz. I и Pz. II, мало уступали Pz. III и вчистую проигрывали любому варианту Pz. IV. Кроме того немалую опасность представляли для них и самоходки-истребители, созданные на базе старых германских, а также трофейных французских и чешских танков.
В результате устаревания, а также ввода в строй более современных машин тяжело повреждённые Т-26, как правило, не восстанавливались, а примитивно бросались или, если позволяла фронтовая обстановка, эвакуировались в тыл для сдачи на переплавку.
Тем не менее, отдельные экземпляры в частях второй линии «дожили» до конца ВМВ, последнее их боевое применение датируется августом 1945 года, когда они участвовали в освобождении Сахалина. В следующем году танк был снят с вооружения.
Зарубежные операторы
В их числе я должен назвать Испанию, где они оставались на вооружении до 1972 года, Китай, Турцию, Афганистан – последние имели единичные экземпляры. Кроме того, в ходе наступления 1941 года огромное количество «двадцать шестых» захватили немцы и их союзники по «Оси» – разумеется, на советско-германском фронте они по большей части не дожили до конца войны, а вот «финские» машины были сняты с вооружения только в 1965 году.
Страны Оси — военно-экономический союз между Германией, Италией, Японией которые выступали в роли лидеров и Венгрией ,Болгарией, Румынией и Таиландом, на вторых ролях.
Не столь ещё давно некоторые из них принимали участие в съёмках фильма «Зимняя война», из чего могу сделать вывод о том, что данные «коробочки» до сих пор на ходу.

Оценка Т-26
Должен заметить, что этому танку не повезло родиться в канун качественного развития танкобойных средств, которые нашли самое широкое применение на фронтах ВМВ – как результат, он безнадёжно устарел ещё до начала её основной фазы, что стало причиной тяжёлых потерь и снятия с производства.
Тем не менее, «двадцать шестой» оставил в истории отечественного танкостроения колоссальный след, позволив СССР с успехом провести несколько предвоенных кампаний, приняв участие в отражении гитлеровской агрессии и, просто, посодействовав развитию советских бронесил в 30-е годы. Таким образом, он заслуживает если не высокой оценки своих боевых качеств, то, по крайней мере, признания его заслуг, которые реально впечатляют.