Святые аферисты России: как обманывали Петра I и что из этого вышло?

Мир

Иногда кажется, что в давние времена люди были более честными и прямыми. Что вы на это скажете? Лично я думал так до тех пор, пока не начал читать, изучать и вникать в то, что было прежде. Возможно, я ошибочно полагал, что наши предки искренне верили в бога, боялись наказания или стремились спасти свою душу. На самом деле эти «верующие» не забывали и о материальных благах, включая «хлеб и масло». Сегодня я хочу вам немного рассказать о таких людях во времена Петра Первого и о том, как всё это повлияло на самого царя.

Александр Бенуа «Петербург при Петре Великом. Невский проспект в первые годы С.-Петербурга» / Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Бенуа «Петербург при Петре Великом. Невский проспект в первые годы С.-Петербурга» / Русский музей, Санкт-Петербург

Святые или мошенники?

Вот представьте себе Россию 1708 года. Царь Петр строит Петербург, и тут и там бегают люди, а в воздухе веет западный ветер инноваций. Бояре все в заморских платьях, бороды все посбривали начисто (денег жалко, налог большой), парики надели, а их дамы из сарафанов и кокошников повылезали сразу грудями наружу, все припудренные, на каблуках, по последней французской моде, веером комаров да слепней отгоняют. Днем город шумит, гремит и строится, а по ночам улицы превращаются в рай для любителей удовольствий.

И тут посреди всего этого ликования пронесся слух о том, что вода Невская поднимается на уровень сосны, что у Петропавловской крепости стоит, и смоет город и об этом Богородица плачет, якобы не отвратить кары этой. В итоге Петербург накрыла настоящая волна паники.

В срочном порядке, для проверки, в ту самую церковь, где мироточит икона, прибыл граф Головин и прямо во время службы увидел, как икона Богородицы плачет. Тут же он отправил гонца к царю с сообщением, что город ждет беда. Петр, узнав обо всем этом, недолго думая, приехал и срубил ту сосну у крепости, а затем потребовал к себе этот святой образ и, в присутствии многих бояр, которые были в ожидании чуда, провел осмотр.

Илья Машков «Паломничество царя Петра в Соловецкий монастырь в 1702г»
Илья Машков «Паломничество царя Петра в Соловецкий монастырь в 1702г»

Пока царь вглядывался в икону, безбородые бояре шептались между собой, мол, довел царь страну даже Богородица плачет. И тут, то ли услышав подобное, то ли просто найдя причину этого чуда, Петр подозвал бояр поближе, схватил одного за шиворот и ткнул его носом в образ.

— Что видишь?

— Образ святой, царь-батюшка.

— Ты вглядись поближе, дурная башка. Видишь дырочки у глаз? Видишь?

— Вижу, вижу.

— А слёзы видишь?

— Нет, нету слёз.

— А ты видишь? А ты? — показал царь образ еще паре бояр.

— Нет, царь-батюшка, нету тут слёз. Обманул, видимо, вас Головин.

— Обманул, говоришь? Обманул, да не он.

И тут царь подошел к большой свече, что стояла возле окна и поднес икону поближе к пламени.

— А сейчас? Видите?

— И вправду святой образ, зарыдала Богоматерь!

Перекрестились бояре и стали молитвы произносить.

— Ну вы что, совсем дурные. Я им показываю, рассказываю, а они все туда же. Ну, какое чудо? Дырочки у глаз сделаны, вот здесь, а позади вложены губки в икону с маслом, деревянным, да китайкой замазано. Как масло от тепла подтает, так и слезы текут, поняли?

Тут у бояр ступор и случился. Как же так, выходит, это обман.

Филипп Москвитин «Перенесение мощей князя Александра Невского Петром I»
Филипп Москвитин «Перенесение мощей князя Александра Невского Петром I»

Вот в таком обществе жил Петр Первый, и таких историй немало. Был случай и с женой Петра, как-то раз она за целую 1000 рублей купила несгораемый кусочек полотна, якобы от сорочки Богородицы.

А что такое 1000 рублей в то время? В начале 18 века зарплата плотника была всего 40 копеек, чиновника 2-3 рубля, а полковник при Петре получал аж 40 рублей, офицеры же от 10, и это за месяц. А тут каким-то бодягам якобы из Иерусалима 1000 рублей за кусок ткани. Да как у них сердце там от радости не выпрыгнуло? Ну в общем, Петр в то время был в отъезде, а когда вернулся, то посмеялся над любимой, когда та вынесла ему серебряный ларец с тряпкой.

«Это, Катенька, обман, счастливы старцы, что до меня убрались отсюда, а то я бы заставил их прясть другой лен в Соловках»

Так что век тот полон был подобных историй. Ничего не боялись и не стыдились лицемеры и ханжи. Даже под стенами Кремля подобными фокусами людям головы морочили. Да и священнослужители не брезговали подобным, собирая побольше подаяний от прихожан.

Под папертью собора Василия Блаженного жил затворник, который проделал трюк с ещё одной иконой Богородицы. Правда, вместо масла губки наполнил водой и выставил икону в окно. Как народ собирался, монах жал на губки, и вода текла из отверстий. Народ закидывал его деньгами. Набрав большую сумму денег, он пошёл странствовать, а через некоторое время осел и даже поднялся по карьерной лестнице, став архимандритом в Иверском монастыре.

Как это все повлияло на Петра?

Когда нам рассказывают о временах Петра, то часто можно услышать, что царь высмеивал церковь и её обряды, проводил свои всепьянейшие соборы и ни во что не ставил церковные устои, считая всё это предрассудком.

Сейчас я думаю, мы с вами можем понять, почему всё это происходило? Царь просто видел, как из его народа делают дураков предприимчивые и более образованные монахи и не хотел, чтобы им это спускали. Но ловить каждого за руку тоже не мог.

«в религии он признавал ценным только ее этическое содержание и ее нравственное воздействие на общество – эту сторону религии он считал важной для государственной жизни народа», — церковный историк Игорь Корнильевич Смолич.

Хотя хочу отметить, что к самой вере и праву человека верить в то, что он сам хочет Петр относился уважительно. Царь думал, что атеизм опасен, а потому считал, что любая вера лучше, чем ее отсутствие. Он издал несколько указов о веротерпимости как на суше, так и на море. Разрешил строить свои храмы не православным. А на море велел быть дружелюбными к людям с другой верой.

«совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей», — из указа Петра I от 1702 года.

В морском же уставе Петра говорится так:

«офицеры и прочие, которые в нашем флоте служат, да любят друг друга верно, как христианину надлежит без разности какой веры или народа будут».
Петр Басин «Основание Петербурга в 1703 году. Петр I работает над планом города» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург
Петр Басин «Основание Петербурга в 1703 году. Петр I работает над планом города» (фрагмент) / Русский музей, Санкт-Петербург

Также Петр I не занимался насильственной политикой обращения мусульман в православие, а давал возможность мусульманам работать и наравне с христианами продвигаться по государственной службе. К примеру, в Санкт-Петербург по указу Петра прибыло немало рабочих и ремесленников из поволжских татар, многие из которых осели в городе. А в 1716 году по указу царя в Петербурге был издан «Алкоран, о Магомете или закон турецкий», переведенный с французского языка. Та что немало коренных петербуржцев сегодня вполне сами могут быть потомками тех самых мигрантов.

Спасибо вам, что дочитали мой небольшой очерк о мошенниках и вере в петровские времена. Конечно, всего в одной статье не расскажешь. Может у вас есть какая-нибудь интересная информация? Делитесь, ставьте лайки, а мы пока продолжим работать над еще одной интересной темой — про гаремы на Руси. Скоро на нашем канале в Ютуб выйдет классное видео на эту тему. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.