Свобода, равенство и… гильотина: главные достижения французской революции

Мир

Великая французская революция 1789-1799 годов – ключевое событие в жизни Западной Европы 18 века, которое оказало огромное влияние на ее развитие и в следующем столетии. Это кроваво-демократическое десятилетие никого не оставляет равнодушным. Его кричащие противоречия между лозунгами и действительностью потрясают воображение и внушают неподдельный ужас перед свободой, провозглашенной на баррикадах, усеянных трупами, как изображено на известной картине Делакруа. Как получилось, что знаменитый и такой романтичный клич о «свободе, равенстве и братстве» подкреплялся гильотиной, которая в те страшные годы работала не переставая?

Историки ищут ответ в тяжелых социально-экономических условиях, политическом кризисе и разорительных войнах, которая вела революционная Франция со своими европейскими соседями. Вместе с тем многие исследователи в один голос твердят о безудержном разгуле страстей, который вышел из-под контроля даже самих лидеров революции. Пожалуй, причину этого убийственного хаоса следует искать, в первую очередь, в умах веселых французов, которые умудрились соединять романтику с массовыми казнями и разорением собственной страны.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» / Лувр, Франция
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» / Лувр, Франция

«Просвещённый» террор

Все знают, что кровавой революционной бойне во Франции предшествовал период просвещения. Философы, литераторы, публицисты, ораторы в течение нескольких десятилетий упорно и методично развивали теорию о всеобщем равенстве перед законом. Эта идея, подкрепленная научными трактатами, красноречивыми выступлениями и, конечно, знаменитой «Энциклопедией», звучала так заманчиво, что в нее искренно хотелось верить. И французы, озлобленные неурожаями, голодом, космическими ценами на продукты первой необходимости и привилегиями благородных сословий, поверили, что пресловутое «egalitе́» («равенство») возможно.

На волне всеобщего энтузиазма доктор Гильотен предложил ввести единое орудие казни для всех виновных – без различия их сословной принадлежности. Так гильотина уравняла просвещенных французов перед законом. На ней сложил голову и король Людовик XVI, и один из самых ярчайших и жестоких лидеров революции Робеспьер – не говоря уже о тысячах людей, которые расстались с жизнью не только по надуманным обвинениям, но и по ничем не доказанным подозрениям. Выходит, что развитие гражданской культуры испортило французов? Звучит невероятно, но получается, что да – испортило; во всяком случае, тут есть над чем подумать, прежде чем толковать о демократии и правах человека.

Жан-Пьер Уэль «Штурм Бастилии» / Национальная библиотека Франции
Жан-Пьер Уэль «Штурм Бастилии» / Национальная библиотека Франции

Грабли революции

Известный историк Василий Ключевский, перефразируя латинскую поговорку «история – учительница жизни», утверждал, что история ничему не учит, а наказывает за невыученные уроки. Проще говоря, человечество испокон веков наступает на одни и те же грабли, когда искренно верит, что жить лучше и веселее можно при изменении внешних условий бренного бытия.

Конечно, голод – не тетка и во все времена был мощным двигателем социальных катаклизмов. Но то, что происходило во Франции в 1789–1799 годах, не поддается никакой логике. Проблема революционеров и поверивших им людей заключалась в том, что они думали с помощью конституций, конфискации собственности церкви и дворян и массовых казней построить «светлое будущее» – прямо как большевики в Советской России. Но разве счастье всего человечества сто́ит слезинки одного ребенка, как вопрошал незабвенный Достоевский? Вопрос риторический, но тем не менее люди продолжают наступать на одни и те же грабли.

Результатом революционного эксперимента во Франции стало установление империи Наполеона Бонапарта, который обескровил страну своими войнами в Европе и России. Фактически веселые французы вернулись к тому, с чего начали, – к монархии высшей пробы с той лишь разницей, что теперь на престоле сидел не король с голубой кровью династии Бурбонов, а корсиканский авантюрист с имперскими амбициями.

Франсуа Бушо «Генерал Бонапарт в Совете пятисот» / Дворец Версаль, Франция
Франсуа Бушо «Генерал Бонапарт в Совете пятисот» / Дворец Версаль, Франция

Как революция пожирает своих сынов

Борьба за «egalitе́» привела к всеобщей мании подозрительности. Доносы по поводу и без стали делом почти житейским. Люди доносили друг на друга и с легкостью отправляли своих знакомых, соседей или конкурентов на гильотину. Лозунг «свобода, равенство, братство» выродился в свободу видеть в своих братьях предателей. Очевидно, революционеры того времени считали такой принцип вершиной демократии, потому что не пожалели даже своих лидеров.

Под ножом гильотины закончили свою жизнь идейные вдохновители революции – упомянутый Робеспьер, Дантон и многие другие. Великая французская революция – как и революции в других странах – доказала, что избыток демократии пагубно влияет на человека, которой он – как оказалось – так и не научился пользоваться. И есть ли у лозунга «свобода, равенство, братство» шансы на адекватную реанимацию в 21 веке?

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.