СУ-85 – первая средняя САУ

Война

Появление в районе Харькова первых подразделений Панцерваффе оснащённых «Тиграми» заставило высший советский военно-технический истеблишмент озаботиться поиском адекватного ответа «чуду враждебной техники». Поскольку создание равноценных по боевой мощи тяжёлых танков виделось делом не быстрым, то было решено «запилить» на базе Т-34 СУ, оснащённую самым мощным на тот момент танковым орудием Д-5. О СУ-85 ставшей первой самоходкой-истребителем мы расскажем в этой статье.

Разработка СУ-85

Хочу обратить ваше внимание на то, что первый проект САУ на базе Т-34 впервые появился практически одновременно с танком, однако до начала ВОВ оказался не востребован. К нему вернулись лишь весной 42-го, когда перешедшая в наступление РККА впервые ощутила необходимость в штурмовых орудиях, что и воплотилось в создание СУ-122.

Поскольку эта машина из-за раздельного заряжения имела сравнительно невысокую скорострельность, то для дуэлей с танками было решено оснастить её 85-миллиметровым стволом, что и было выполнено к лету 43-го. В августе стартовал серийный выпуск СУ-85, продолжавшийся в течение года, пока её не сменила на сборочных линиях более мощная СУ-100.

СУ-85 в Центральном музее вооружённых сил (г. Москва)
СУ-85 в Центральном музее вооружённых сил (г. Москва)

Компоновка СУ-85

Она была классической для советских средних и тяжёлых САУ: в задней части корпуса располагалось МТО, в передней, прикрытой бронированной надстройкой – ОУ и БО в котором находились мехвод и расчёт орудия.

В передней части рубки имелся люк-триплекс, а в её крыше двустворчатый люк (слева) и командирская башенка (справа), оснащённая приборами наблюдения. ХЧ и силовая установка были позаимствованы у Т-34 практически без изменений, то же самое можно констатировать в отношении некоторых других деталей танка нашедших применение при создании корпуса «восемьдесят пятой».

Су-85

СУ-85 имела следующие ТТХ:

  • Габариты — 6,1/3/2,3 м.
  • Масса — 29,6 т.
  • Бронирование: наклонное — 45; вертикальное: 45; горизонтальное: 20 мм.
  • Двигатель — 1×500 л. с.
  • Скорость — 55 км/ч.
  • Запас хода — 150 км.
  • Вооружение — 1×Д-5С – 85 мм.
  • Экипаж — 4 человека.

Всего до 1944 года было изготовлено: 2334 экземпляра.

Основные модификации

Здесь должен обратить ваше внимание на то, что помимо базовой с осени 43-го выпускалась модификация с более мощным орудием Д-5С-85БМ, более длинный ствол которого, стал причиной незначительного увеличения казённой части, что почти никак не сказалось на эргономике БО. Тогда же проводились эксперименты по установке на шасси Т-34 более мощных стволов, которые воплотились в создание СУ-122-III с гаубицей.

После разработки СУ-100 на её базе некоторое время выпускался вариант СУ-85М, что было обусловлено задержкой производства БК к новому орудию и прекращением выпуска бронекорпусов к предыдущей модели САУ. Всего за осень 44-го было выпущено 315 экземпляров переходной машины.

Самоходная артиллерийская установка СУ-85
Самоходная артиллерийская установка СУ-85

Боевое применение

Подобно своим коллегам эти самоходки поступали в САПы, которые насчитывали четыре батареи по четыре «коробочки» в каждой – они придавались для усиления пехотным или танковым частям. К сожалению, они «не успели» на Курскую дугу приняв участие лишь в марше к Днепру, однако при этом успели зарекомендовать себя как эффективные истребители танков и машины огневой поддержки.

САП — Самоходно-артиллерийский полк РККА

Вместе с тем из строевых частей стали приходить рекламации о том, что противник, пользуясь преимуществом в дальнобойности своих орудий, старается навязать САУ бой на дальних дистанциях; это в конечном итоге и послужило причиной разработки СУ-100, лобовое бронирование которой позволяло практически на равных дуэлировать с вражескими тяжёлыми машинами. Тем не менее, их относительно позднее появление на фронте определило то, что «восемьдесят пятая» стала основной самоходкой-истребителем конца ВОВ.

СУ-85 бой

Зарубежные операторы

В качестве таковых следует назвать Войско Польское, в котором состояли два линейных и один учебный полк, а также армию ЧССР, где несколько единиц находилось на вооружении одной из бригад. Небольшое количество этих «коробочек» попало на Ближний Восток и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Поскольку в самом СССР после принятия на вооружение более совершенных машин они сдавались на хранение, не должны вызывать удивления факты их «всплытия» на постсоветском пространстве – так, например, «уникальный» экземпляр образца 1943 года имеется у Грузии.

Су-85 СССР

Оценка СУ-85

Её сильными сторонами были хорошая мобильность, нередко позволявшая навязывать противнику бой в выгодных условиях, а также высокая технологичность, унаследованная от «тридцатьчетвёрки».

Слабостью САУ было то, что на открытой местности она не имела шансов против дальнобойных орудий германских «панцеров» конца войны, тем не менее, массированное применение нередко позволяло и в этом случае добиваться тактических успехов. Таким образом, приходится констатировать достаточно высокую эффективность «восемьдесят пятой» на определённом этапе ВОВ и отметить её немалый вклад в Великую Победу.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.