«Совершенная неудачница»: как Пикассо сломал жизнь русской балерине

Мир

Их история начиналась романтично. Она стала его музой, прекрасной вдохновительницей, для которой он творил. Тогда Ольга не представляла, что её возлюбленный, её супруг и любимый гений Пабло Пикассо спустя несколько лет будет с презрением говорить о ней, а его любовницы станут смеяться ей в лицо, считая совершенной неудачницей.

Однако именно она до конца дней оставалась законной женой знаменитого живописца. Что же привлекло Пикассо в Ольге Хохловой? И почему мать художника называла её «бедной девочкой»?

Увлечённая танцем

В Нежине в 1891 году в семье полковника Степана Хохлова родилась дочь Ольга. Девочка с ранних лет отличалась изяществом и любила танцевать. Однако отец с неодобрением относился к столь «легкомысленному» увлечению дочери. Матери девочки приходилось тайком возить Ольгу на занятия балетом, которые малышке так нравились.

Юная Оля мечтала о сцене, о профессиональной карьере балерины. Но, несмотря на поддержку матери, даже она была против такого будущего для дочери. Девочка из хорошей семьи должна была стать образцовой матерью и супругой какого-нибудь видного человека, но уж никак не танцовщицей.

В конце концов семейные противоречия и разница поколений во взглядах вынудили Ольгу попросту сбежать из дома. Она отправилась к Сергею Дягилеву, который принял её в балетную труппу.

"Совершенная неудачница": как Пикассо сломал жизнь русской балерине

Интересно, что о способностях Ольги как балерины до наших дней дошли весьма противоречивые сведения. Одни исполнители из её труппы называли её совершенно бесталанной и «деревянной», другие же сравнивали с «русскими мадоннами», считая совершенным каждое её движение.

Несложно догадаться, что оценка таланта зависела от личных взаимоотношений и, конечно, не была объективной. Да, Ольга не была примой, но Дягилев не стал бы выпускать на сцену просто хорошенькую балерину, которая не умела двигаться. Истина, как часто бывает, где-то посредине.

Балерина и художник

К моменту первой встречи с Пикассо Хохлова уже выступала в труппе не менее пяти лет, причём была достаточно известной балериной. Знаменитый живописец вместе с Дягилевым готовил балет «Парад» в особенном, кубическом стиле. Эта постановка должна была стать сенсацией, и Пикассо всерьёз увлёкся работой над балетом. Однако и о «Параде» он позабыл, когда впервые увидел балерину Хохлову.

При первой встрече художник и известный сердцеед Пикассо тут же заявил Ольге, что та потрясающе выглядит. Прежде такой напор никогда не давал «осечек» – дамы тут же оказывались в плену обаяния Пикассо. Но с Ольгой всё оказалось совсем иначе. Она вела себя сдержанно, даже несколько чопорно, а однажды и вовсе сказала, что Пабло её компрометирует.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Ошеломлённый живописец был готов на всё, только бы заполучить эту женщину. Её холодная красота сводила Пикассо с ума. В итоге он сделал Ольге предложение, и она ответила согласием. А вскоре Пикассо представил свою невесту матери. Пожилая женщина лишь горестно вздохнула и погладила Хохлову по плечу:

«Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом».

Но что ждало Ольгу? Таким ли неудачным с самого начала оказался этот брак?

У неё остался только он

Безоглядно влюблённая, она не слушала никого. Она мечтала выйти за него замуж, сама не понимая, чем же её так смог очаровать далеко не красавец Пикассо. Было в нём что-то пленительное и гениальное. А ведь Ольгу от этого брака предостерегала даже мать её жениха. Но молодая балерина уже сделала свой выбор. Она не знала, что, давая согласие на брак, разрушает собственную жизнь. Что пришлось вынести музе и жене Пабло Пикассо?

Ольга и её жених Пикассо провели в Барселоне несколько месяцев, посетив мать живописца. С возвращением в Париж и дальнейшими выступлениями Ольги в составе балетной труппы возникли сложности. Разрешение беспрепятственно пересекать границы в бурном 1917 году получить было непросто.

Ольга Хохлова в мастерской Пикассо, весна 1918 года
Ольга Хохлова в мастерской Пикассо, весна 1918 года

А после революции, грянувшей в России, уже не могло быть речи о возвращении на родину. Кроме того, отец и братья Ольги погибли, мать с сестрой переехали в Грузию. Потом Ольга узнала, что труппа Дягилева отправилась на гастроли в Южную Америку без неё. Сценическая карьера Хохловой была окончена. По сути, женщина осталась за границей совершенно одна. Единственной опорой для неё стал Пикассо.

Их свадьба должна была состояться в мае 1918 года, однако торжество пришлось перенести из-за травмы ноги, которую получила Ольга. Спустя пару месяцев после операции прихрамывающая Хохлова с тростью появилась в качестве невесты на собственной свадьбе.

Слишком разные люди

Восстанавливаясь после операции, Ольга большую часть времени проводила в кресле или шезлонге. К слову, именно такой её изобразит на портретах гениальный супруг. Она мало двигалась, много переживала, а сдержанность женщины приятели Пикассо нередко принимали за холодность и высокомерие. «Своей» для них она так и не стала.

В 1921 году у пары родился сын Пауло. Пикассо поначалу был счастлив и горд тем, что имеет наследника. Но со временем он стал всё больше отдаляться от семьи. Ольга же, напротив, входила в образ светской дамы, супруги знаменитого живописца. Ей нравилось всё изысканное, дорогое, роскошное, что очень отличалось от интересов Пикассо. Одной из своих моделей живописец говорил:

«Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я – колбасу с бобами».
Пабло Пикассо, Ольга, Пауло в 1924 году
Пабло Пикассо, Ольга, Пауло в 1924 году

Жена, по мнению художника, слишком баловала их сына, да и вообще не вписывалась в его картину мира. Слишком разные люди, они так и не смогли ужиться, хотя поначалу брак действительно казался вполне счастливым. А потом Ольга стала догадываться о наличии любовниц у своего мужа. Последней каплей для неё стала беременность Марии-Терезы Вальтер, очередной пассии Пикассо. Забрав сына, женщина переехала в другой дом.

Говорили, что в последние годы она тронулась рассудком, но подтверждений тому нет – это могли быть просто сплетни недоброжелателей. В 1953 году у Ольги Хохловой был обнаружен рак. Находясь в больнице, она просила знакомых передать Пикассо её последнюю просьбу – увидеть его. Однако он так и не пришёл.

Его прежняя муза ушла из жизни в феврале 1955 года. Всю жизнь она старалась жить правильно, не совершая глупостей и оплошностей. Но одну ошибку Ольга всё же допустила, бросив свою жизнь к ногам ненадёжного и переменчивого гения.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.