Соломония Сабурова — печальная судьба первой жены Василия III

Мир

Ничто человеческое не было чуждо власть имущим людям прошлого. Они, так же, как и мы, любили, женились, рожали детей, разводились… Правда, в те далекие времена обставлено это было несколько иначе. Взять, скажем, Великого князя Василия III Ивановича (1505-1533). Скандалами была наполнена вся его личная жизнь, он шел поперек воли как ближайших к нему бояр, так и церкви, игравшей в жизни Руси XVI столетия роль чуть ли не более важную, чем сам правитель. Самое печальное в этой истории то, что из-за своевольного нрава князя частенько страдали люди безвинные, например, его первая супруга Соломония Сабурова!

Девичий переполох

Василий III женился поздно – в 26 лет. То ли сам не хотел, то ли ближайшее окружение нашептывало, что, мол, не время пока, нужно подождать. Но сколько можно ждать-то? Дошло до того, что правитель собственноручно запретил всем своим братьям заводить детей до тех пор, пока он сам не отыщет себе вторую половинку – боялся смены господствующего рода, своей ветви Рюриковичей. Наконец, свершилось – в 1505 году по стране был объявлен смотр невест, причем, вопреки некоторым русским традициям, супругу для князя искали из числа не только представительниц самых знатных родов, но и среди простолюдинов.

«Первоначальный отбор» прошли 500 девиц, потом бабки-повитухи отобрали десяток самых здоровых и красивых претенденток на княжеское сердце, в итоге сам Василий Иванович выбрал себе в жены Соломонию Юрьевну Сабурову. Не сказать, что она происходила из простого народа – фамилия ее древняя, боярская, но род обедневший, как говаривали в те времена, «захудалый». Это обстоятельство встревожило бояр, отговаривали князя от выбора, предлагали других невест, но тот твердо стоял на своем. 4 сентября 1505 года состоялась свадьба, любовь между супругами была крепкой, но кончилось все трагично.

Куликов Иван Семёнович «Боярышни» (Убор невесты) / Ярославский художественный музей
Куликов Иван Семёнович «Боярышни» (Убор невесты) / Ярославский художественный музей

Бездетная княгиня

Главное качество для жены русского правителя (да и не только русского) – способность родить здоровых жизнеспособных детей, чем больше, тем лучше. У Соломонии с этим возникли проблемы. За 20 лет брака она так и не смогла забеременеть, причем, сам князь начал сокрушаться по этому поводу еще в конце первого десятилетия XVI века, но сделать ничего не мог, хотя предпринимал много попыток вылечить свою любимую от бесплодия (якобы, на самом деле нет никаких подтверждений тому, что Сабурова не могла забеременеть из-за слабого здоровья):

  • просил молитв у церковных иерархов;
  • приглашал лекарей из Европы и с Востока;
  • обращался к ворожеям (опять же, подтверждений нет, но, говоря по совести, Василий III был дядькой со своеобразным характером, способный на все, в наше время его назвали бы, извините, «отморозком»).

Ничего не помогало, а наследник был очень нужен повелителю земель русских, без него конец и династии, и всей стране. Василий прекрасно осознавал, что если он не оставит преемника на престол, то после его кончины бояре Русь растащат по кирпичику, а простой народ, борясь за власть, утопят в крови.

К середине 20-х гг. созрело в княжеской голове решение – развестись, отправить Соломонию с глаз долой, найти новую жену. Казалось бы, пустяковое дело, но это по нашим меркам – в ту эпоху развод даже в среде крестьян считался делом греховным, чуть ли не богомерзким, что уж говорить о представителях княжеского рода. Василий за разрешением даже к Константинопольскому патриарху обратился, но получил строгий запрет и отказ выслушивать дальнейшие прошения на эту тему.

В итоге князь сам принял волевое решение, причем, против него высказались едва ли не самые авторитетные представители православной церкви того времени: Максим Грек, Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам. Не подействовали на князя их убеждения – лишил он их сана, а сам развелся.

Василий Верещагин «Государь Великий Князь Василий Иоаннович» / Из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»
Василий Верещагин «Государь Великий Князь Василий Иоаннович» / Из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»

Постриг и канонизация

Развод для Соломонии был тяжким ударом. Несмотря на обилие проблем в отношениях с мужем, Василия она искренне любила, потому до последнего сопротивлялась разрыву. Но попробуйте переубедить упертого князя, страстно желавшего заиметь наконец наследника, да еще и обладающего таким страшным нравом.

Свою бывшую жену он отправил в Богородице-Рождественский монастырь, что в Москве, откуда позже она отправилась в Покровскую обитель в Суздале, а сам начал поиск новой невесты, результатом которых стала свадьба с Еленой Глинской, мамой Ивана Грозного.

А теперь самое интересное – никто точно не знает, был ли монашеский постриг Соломонии добровольным или принудительным. Многие летописные документы говорят о насилии, например, Псковские:

…В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит…
Полина Минеева «Соломония Сабурова. Смирение»

Полина Минеева «Соломония Сабурова. Смирение»
Полина Минеева «Соломония Сабурова. Смирение»

Как видно, летописец не одобряет действия князя, однако указывает на его волю относительно пострига своей бывшей возлюбленной. Также на насильственный характер принятия монашества указывают записи Сигизмунда фон Герберштейна, рассказывающие о том, что

«…энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом…»

Согласно другой версии, исходящей от историка Александра Зимина, Соломония добровольно приняла постриг с именем София, потому что осознавала свое бесплодие, почитала себя виноватой в бедах князя, и хотела таким образом замолить невольный грех.

Скорее всего, речь идет о смене мнения самой Соломонии с течением времени. Например, у того же Герберштейна есть упоминание, что после того, как бывшая княгиня узнала, что указание о постриге исходит от самого Василия, она смирилась со своей незавидной участью.

Скончалась Сабурова в 1542 году, а уже к концу XVI столетия начала почитаться, как православная святая. Якобы, на могиле ее происходили чудеса в виде исцеления больных. Тем не менее, в церковный календарь имя ее было внесено только в 1916 году, а из «статуса» местночтимых святых Софья (имя в постриге) была выведена только в 2007 г!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.