Севрюки — кого восхвалял князь Игорь в своей дружине?

Мир

В далёком прошлом на Руси существовало множество самых разных славянских племён. Одними из них были северяне, что проживали на территории ряда регионов современных Белоруссии и Украины, Курской и Белгородской областей России. Потомками северян считались севрюки.

Их неспроста называют загадочным народом, ведь история севрюков имеет немало “белых пятен”. С XVI века севрюки стали считаться не совсем этносом, а определённым служилым сословием Северщины. Именно так сложилось казачество Центральной Руси, которое, к сожалению, в наше время остаётся незаслуженно забытым. Какими были севрюки? И какова их роль в истории?

Земли севрюков

Как я уже отметила, большинство исследователей считает севрюков потомками северян. Но где же проходили границы Северщины? В различные времена северские земли охватывали территорию Чернигова, Новгорода-Северского, Севска, Стародуба, Брянска, Козельска, Полтавы, Курска и других городов. Первые два, как полагают историки, были крупнейшими культурными и историческими центрами Северщины.

Стоит сказать, что границы Северщины крайне часто менялись. Причина заключалась в том, что в непосредственной близости к северянам проживали прочие этносы и племена, желающие заполучить столь ценные территории. Вероятно, именно поэтому этнографы предполагают, что севрюки были не совсем “чистым” славянским народом.

Сергей Иванов «На сторожевой границе Московского государства»
Сергей Иванов «На сторожевой границе Московского государства»

Исследователь А. С. Ракитин в своей книге «Севрюки — коренное население Северской земли» приводит несколько интересных предположений:

“Существует ряд теорий, говорящих о том, что северяне были смешанным славяно-тюркским племенем. Гумилёв выводит севрюков от болгар-савиров, «Слово о полку Игореве» — замечательный исторический летописный источник — в нём говорится о неких боилах и коуи (племена, скорее всего родственные протоболгарам, в меньшей степени половцам), которые в X веке, после вторжения печенегов на территорию нынешней Слободской Украины (Слобожанщины), бежали на Русь, по большей части на Северщину и в дальнейшем ославянились”.
Сергей Иванов «В смутное время»
Сергей Иванов «В смутное время»

Самые северные славяне

Название севрюков вызывает немало вопросов у этнографов и лингвистов. Предположительно происходит оно от древнего слова “сувар”, “сабар”). Родственным является литовское определение “суварус”, что переводится как “северный ветер”.

В целом, русскоговорящий человек сразу же проводит ассоциацию между севрюками и северным направлением — очень уж созвучны слова “севрюки”, “северяне”, “север”. Но, согласитесь, существовали даже в далёкой древности более северные народы.

Однако севрюки принадлежали к самому северному славянскому племени. До той поры, пока славянские общины не стали поселяться в Белоруссии и Новгороде, севрюки действительно проживали на самых северных землях Руси.

Изменённый народ

О севрюках чаще всего упоминают как о представителях казачества, достаточно молодом народе. Это не совсем верно. Если обратиться к устному народному творчеству или старинным источникам, станет ясно, что о севрюках говорили ещё очень давно, а в казаков они превратились далеко не сразу.

В одной из исторических песен XVI века отмечается, что севрюки — люди “стародавние”, населяющие Северщину ещё с древних времён. При этом можно заметить, что территория их проживания совпадает с ареалом расселения северян в IX-X столетиях. Несложно прийти к выводу, что севрюки стали “видоизменившимися” северянами. Однако это было далеко не последнее изменение, произошедшее с народностью.

Анатолий Теленик «Казаки»
Анатолий Теленик «Казаки»

С XVII века встречаются упоминания о казаках-севрюках. Вероятно, в те времена народ этот представлял собой служилое сословие, в которое древний этнос обратился в силу исторических и политических перемен. В дальнейшем большинство севрюков приобщилось к крестьянскому образу жизни.

Те же казаки, что не желали менять что-либо в своём жизненном укладе, отправились к Запорожью, где слились с представителями местного казачества. Некоторые севрюки ушли к Нижнему Дону.

Йозеф Брандт «Запорожские казаки»
Йозеф Брандт «Запорожские казаки»

Жизнь как война

Учитывая расположение земель севрюков, неудивительно, что этот народ практически всё время находился в состоянии готовности к войне. Постоянные атаки соседей, натиск чужеземцев заставляли “держать ухо востро”. О севрюках, проживающих в Курске (курянах) есть характеристика даже в “Слове о полку Игореве”. Князь так говорит о своих дружинниках:

“А мои куряне — дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы”.

Севрюки действительно были превосходными воинами. С ранних лет они понимали, что, не обладая навыками владения различными видами оружия, не умея уверенно держаться в седле, попросту невозможно выжить.

Михаил Горелик «Князь Игорь со своей дружиной»
Михаил Горелик «Князь Игорь со своей дружиной»

С давних времён быт севрюков значительно отличался от жителей соседних земель. Он напоминал уклад жизни казаков. Автор работы «Северская земля, или Северщина. Этническая история старинного русского края» исследователь Сергей Лебедев отмечает:

“Севрюки резко отличались от «черкас» (выходцев из Малороссии), казаков и «сведенцев» (московских служилых людей, переведенных на жительство из центральной России). В сословном плане севрюки четко отделяли себя от крестьян, торговых людей и дворян. Но севрюки не имели единого центра и руководства, что отличало их от казаков и, вероятно, стало причиной быстрого исчезновения севрюков как социальной группы”.

Севрюки растворились среди прочих этносов и представителей казачества. К сожалению, они так и не смогли стать полностью сформировавшимся народом, имеющим будущее. Тем не менее, не стоит полагать, будто от севрюков не осталось и следа.

Именно они вместе с родственными соседними племенами сыграли важнейшую роль в формировании современных белорусского, украинского и русского народов. Во многих нынешних жителях региона, что именовался Северщиной, сохранились отголоски их предков — необыкновенного народа, именовавшегося севрюками.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Кир

    Черне — копыто или когти на языке севрюков.

  2. Кубрат

    На протоболгарском (прототюркском) языке севрюков «черне» означало «когти, копыто». Поэтому герб города раннее имел образ вздыбленого коня с поднятыми для выделения передними копытами. Позже стали на гербах показывать когти орла, выделяя золотом ( как и копыта коня раннее).

    Термин «Черне» остался в словаре чувашей, потомков севрюков-сувар.

    «Черне» в словаре:

    http://ru.samah.chv.su/s/1/%D1%87%C4%95%D1%80%D0%BD%D0%B5

    Вполне возможно, что основателя города звали именем с корнем Черне. Либо горожане хотели назвать свой город грозным, а не простым «беззубым» именем, чтобы враги подумали, прежде чем нападать на него.

  3. Кубрат

    После смерти болгарского хана Кубрата в 7 веке его сыновья разошлись в разные строны.

    Старший Аспарух ушёл на Дунай.
    Младший Котраг с болгарами и суварами (севрюками) — на Волгу. И там создал Волжскую Болгарию.

    Поэтому основная масса северян и их центр принятия решения сместился в Поволжье. А на место севрюков спустились балторусы ( белорусы), которые сформировали Киевскую Русь.