Проектирование корабля, которого не было

Американцы Беркли и Гочкис спроектировали полупогружаемый миноносец, который держался на воде с помощью двух пробковых понтонов, установленных по бортам на тросах. Для погружения тросы с помощью лебедок стравливались. Впрочем, несмотря на простоту конструкции, этот кораблик так и не построили.

В 1881 году в Англии был спущен на воду очень странный корабль «Polyphemus» (Полифем — мифический одноглазый гигант из поэмы «Одиссея»).

Корабль имеет водоизмещение 2640 тонн; максимальная скорость (при форсировании котлов и машин) — 18 узлов. Главное вооружение: массивный таран, один кормовой и четыре бортовых (траверзных) торпедных аппарата. Боекомплект насчитывал 18 торпед Уайтхеда калибра 356 мм (14 дюймов). Для самообороны предназначались шесть двуствольных картечниц Норденфельда калибра 25,4 мм.

Он был вооружен тараном и пятью торпедными аппаратами, мог частично погружаться в воду. После этого над водой оставалась только покатая палуба, покрытая 75 -мм броней, спускавшейся на 180 см ниже ватерлинии, а борта полностью скрывались в воде. Корабль загружался 300-тонным сбрасываемым (при необходимости) балластом из чугунных чушек. Для большей маневренности рули были установлены и в корме и в носу. Теоретически это был бронированный миноносец. Но он получился слишком большим и неповоротливым. Да и скорость не впечатляла. Так что идея серийного строительства отпала.

Полупогружаемая миноноска французского инженера Шабана имела бронированную палубу, напоминавшую панцирь черепахи. Кроме паровой машины, конструктор поставил бензиновый «малошумный» мотор. Чтобы гул выхлопной трубы не выдавал миноноску во время атаки, все отверстия закрывались, но это приводило к отравлению экипажа выхлопными газами. Поэтому Шабан переделал миноноску для дистанционного управления по проводам. Но испытания не дали впечатляющих результатов.

Увлечение полупогружаемыми судами явилось вынужденным: миноносец несравним с броненосцем по вооружению, а броня отсутствовала (за исключением отдельных монстров вроде «Полифема»). При этом миноносцу, чтобы поразить броненосец, надо приблизиться к нему на дистанцию, намного меньшую, чем дальнобойность корабельной артиллерии. Полупогружаемых кораблей построили немного, было ясно, что эффективно соединить броневую защиту, высокую скорость и оседающий в воду корпус невозможно.

Но, тем не менее, идея странных конструкций, соединявших (теоретически) скрытность подводных лодок и скорость атаки торпедных катеров, получила в ХХ веке свое продолжение.

Источник

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.