«Предвосхищенье смертных мук» — какой была судьба Александры Струйской?

Мир

Прекрасным дамам прошлых столетий поэты часто посвящали свои произведения. Но бывало и так, когда стихотворение рассказывало не о самой красавице, а о её портрете. Яркий тому пример — изображение Александры Струйской. Уж не знаю, посвящали ли этой женщине стихи при жизни, но через столетие после её смерти советский поэт Николай Заболоцкий воспел красоту портрета Струйской кисти Рокотова. Надо признать, что в её облике действительно было что-то необычное, притягательное. Взглянув один раз на тот самый портрет Александры Петровны, хочется узнать, какой же была судьба этой женщины. И действительно ли в её глазах мы видим “предвосхищенье смертных мук”, как написал Заболоцкий?

Дочь помещика

Александра Струйская (урождённая Озерова) была дочерью крупного землевладельца Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Её отец принадлежал к весьма знатному роду. Среди родственников Александры Петровны были даже приближённые наследника престола Павла Петровича, что позволило возвыситься и членам их многочисленных семейств.

Юная Александра была образованной девушкой с утончёнными манерами, а главное — имела и красоту, и немалое приданое. Несложно догадаться, что женихов у Александры было немало, однако счастливцем оказался молодой помещик Николай Струйский. Пара была помолвлена, когда юной Саше исполнилось всего четырнадцать лет. Наверное, сегодня это может показаться странным, но в XVIII веке такая ситуация была нормой. Родители стремились заранее устроить судьбы своих детей, не дожидаясь, пока дочь станет “перестарком”.

Федор Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Семья Струйских

Брак со Струйским оказался очень удачным — по крайней мере, в плане увеличения благосостояния семей. Не думаю, что юная Александра была влюблена в своего жениха (всё-таки в ту пору последнее слово оставалось не за невестой, а за её родителями). Однако Озеровы, поначалу сами о том не догадываясь, породнились с одним из самых богатых помещиков России.

Дело в том, что в 1771-1772 году страну сотрясали бунты, а в некоторых регионах свирепствовала чума. Так вышло, что большинство родственников Струйского погибло. Николай Еремеевич стал единственным наследником огромного состояния. Надо сказать, что полученными средствами и землями он распоряжался с толком — несмотря на молодой возраст и отсутствие опыта управления поместьями.

После долгожданной свадьбы Николай решил сделать юной жене подарок. Как предполагают историки, вскоре после венчания Струйский вместе с Александрой отправился в Москву, где жил знаменитый художник Фёдор Рокотов. Именно тогда помещик заказал мастеру два портрета. На картинах, которые прекрасно сохранились до нашего времени, мы видим 23-летнего Николая и 17-летнюю Александру. Как я уже сказала, портрет Александры Петровны через много лет сумел вдохновить поэта Заболоцкого, который увидел в нём нечто необыкновенное, роковое:

“…Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…”.

Федор Рокотов «Портрет Николая Еремеевича Струйского» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Рокотов «Портрет Николая Еремеевича Струйского» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Такие разные, но вместе

Когда смотришь на эти два портрета, изображающие Струйскую и её мужа, кажется, что перед нами — совершенно разные, далёкие друг от друга люди. Уж очень непохожа серьёзная и задумчивая Александра Петровна на порывистого и, как может показаться, капризного Николая Еремеевича. Однако семейная пара прожила много лет счастливо и благополучно. В браке родилось восемнадцать детей, из которых до взрослого возраста дожили лишь восемь. Успешно развивались и земли, доставшиеся Струйским. Я уверена, что во многом благополучие это было заслугой Александры Петровны. Как говорил о ней пензенский вице-губернатор Иван Долгорукий:

“Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан был бы говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней”.

С Николаем Еремеевичем Александра прожила 24 года — до самой смерти супруга, которая многим знакомым семьи Струйских показалась загадочной, неким особенным знаком. Известие о смерти императрицы Екатерины II так потрясло помещика, что он и сам прожил всего несколько дней после кончины государыни. Современники вспоминали, что Струйский создал в своём доме некое “святилище” императрицы. Как говорили, умер он перед портретом Екатерины Великой.

Александра Петровна пережила супруга на 43 года. До последних дней она оставалась красивой и величественной женщиной, окружённой загадками. Ещё при жизни Николая она была противницей самосуда, который чинил помещик над своими крестьянами. В отличие от него, Александра Струйская старалась быть хоть и строгой, но справедливой землевладелицей. В памяти современников она осталась радушной хозяйкой, в доме которой бывал сам Александр Пушкин, доброй наставницей и прекрасной матерью. Несомненно, помещица могла бы по праву гордиться своими потомками, одним из которых стал известный поэт Александр Полежаев. Даже сегодня кажется, что Струйская наблюдает за течением жизни и тем, как меняется мир. Портрет её, написанный Рокотовым, по-прежнему остаётся неразгаданной тайной этой женщины.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.