Почему в СССР молчали про Холокост?

Война

На начальном этапе Второй мировой многие военные корреспонденты СССР указывали в заметках о расстрелах еврейского населения на оккупированных территориях. Но позже в газетах и книгах слово «евреи» стали менять на «мирные советские граждане».

В 1945 году советский композитор Дмитрий Клебанов написал «Симфонию №1» в память о Бабьем Яре в Киеве, где в 1941 были расстреляны тысячи человек. Произведение было запрещено цензурой, а самому композитору отказались давать звание профессора. Так почему же в СССР тема Холокоста долгое время была в разряде «запрещенных»?

Примеры искажения памяти о Холокосте в СССР

Историк Олег Будницкий писал, что Советская власть угрожала «сровнять с землёй все обелиски, на которых звезда Давида не будет заменена пятиконечной советской звездой». Так во многих местах памяти, связанных с Холокостом на территории СССР, власть искажала саму память. Ниже приведу несколько ярких примеров такой манипуляции памятью о трагическом прошлом.

Бабий Яр

В сентябре 1941 года немцы расстреляли в урочище Бабий Яр, под Киевом 33771 человек, практически все из них были евреями. Потом были расстрелы цыган и советских военнопленных. Место стало одним из символов Холокоста в Восточной Европе. Но в 1961 году на территорию Бабьего Яра приехал писатель Евгений Евтушенко и то, что он увидел, отразилось в его знаменитом стихотворении «Бабий Яр»:

«Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье»

На месте расстрелов была свалка, а там, где было до войны еврейское кладбище (именно за ним немцы устроили расстрелы) – советская власть готовила строительство Телецентра. Кстати, именно диссиденты и литераторы одними из первых пытались «пробить цензуру», донести людям правду про Холокост.

Бабий Яр

В 1965 году власть отреагировала на стих Евтушенко. Был объявлен конкурс на монумент в Бабьем Яру. Но вскоре конкурс был закрыт, так как работы «искажали» трагедию Киева. По мнению власти, многие проекты «выставляли тему еврейства на показ, а это отводит советских граждан от понимания трагедии Бабьего Яра».

В 1966 году поставили безымянный обелиск, который затем поменяли на памятник с указанием «советским гражданам и военнопленным – расстрелянным фашистами в годы войны».  Только после распада СССР на территории урочища появились монументы в честь трагедии евреев и цыган.

Семейная трагедия Владимира Фундатора

В 1945 году советский ученый и конструктор, один из разработчиков танка Т-34 Фундатор прибыл в поселок Червень, что под Минском. Тут на протяжении 1941-1942 годов немцы расстреляли тысячи евреев, среди которых были родители Владимира. Ученый объявил среди друзей и знакомых сбор денег на создание памятника в честь погибших.Был разработан проект, на котором должно было быть написано: «Евреям – жертвам трагедии».

В 1947 году КГБ проект изъяли, а авторам пригрозили арестом. Самого Владимира уволили с работы. Более того, тех, с кем он вел переписку, когда занимался поиском расстрелянных, могли привлечь к уголовной ответственности за «создание тайной сионистской организации».

Международная конференция по истории Движения Сопротивления

Она прошла в 1965 году в Карловых Варах. Ее цель – собрать лучших историков Европы для обсуждения самых проблемных тем Второй мировой. Советские историки Болтин Е. Л., Шевченко Ф. П. и Краченко И. С. отстаивали точку зрения, что положение евреев в Минске не отличалось от остальных народов. Позже историки из Беларуси назвали такой вывод «чудовищным» и «выводом, который искажает факты».

Холокост во Второй Мировой

Причины замалчивания темы Холокоста

  • Сразу после войны в СССР начался поиск новых врагов, на этот раз «агентов запада». На эту роль идеально подошли евреи, в стране началась кампания по борьбе «с безродным космополитизмом». В такой ситуации цензура не пропускала образ евреев-жертв.
  • Боязнь национализма. В 1948 году Израиль получил независимость, тысячи вчерашних советских граждан подавали документы на репатриацию – возвращение на историческую Родину. Советская власть опасалась, что описание Холокоста вызовет интерес к еврейскому национализму – сионизму, а с ним – даст толчок другим национальным движениям.
  • Нарушение принципа интернационализма. Согласно официальной доктрине, в СССР не было национальностей, «СССР – одна большая семья». При Брежневе появилась концепция «советского человека», то есть идея создать единую советскую политическую нацию (по примеру США, как бы это смешно не звучало). В такой ситуации написать о Холокосте – это сделать акцент на трагедию одного народа, выделить его из всех. Именно руководствуясь этой логикой, в 1940-е годы и позже советская цензура меняла слово «евреи» на «советские граждане».

Евреи во Второй Мировой

  • Искажение официальной истории про войну. В ней советский народ совершил подвиг. Не русские, украинцы и другие граждане СССР отдавали свои жизни за Родину, а советские граждане. Значит и гибли в тылу тоже советские граждане. Указав о Холокосте, нужно было бы переписать официальную историю про войну, да и пересмотреть сами методы и методологии ее исследования. Кроме того, написав про Холокост, нужно было рассказать всю историю лагерей смерти на территории Польши, а значит – нарушить схему изложения Второй мировой войны, которая для советских граждан (согласно официальной доктрине) началась в 1941, а не 1939.
  • Участие в расстрелах евреев коллаборационистов-граждан СССР. Во-первых, советские граждане – это герои (или жертвы), но никак не убийцы. Во-вторых, среди тех, кто вступал в немецкую полицию были различные националисты. Таким образом, упоминание о Холокосте могло создать условия для упоминания о националистах, а это было нежелательно. Особенно в 1960-е годы, когда все национальные движения в республиках были подавлены.
  • Антисемитизм самих чиновников. Личность, которая не любит евреев, не может принять их как героев или как жертву. С точки зрения антисемитов: еврей – враг. Как писал Евтушенко в уже упомянутом стихотворении:

«Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам, как еврей, и потому –

я настоящий русский!»

Схема «враг моего врага – мой друг» не работала в СССР. Евреи как жертвы нацистов по логике должны были восприниматься в Советском Союзе как одна из трагедий, но о них молчали. Большое количество причин заставляло советскую цензуру исключать даже малейшую возможность упомянуть о великой трагедии еврейского народа – о Холокосте. Никаких «евреев», только «советские» и только «советские» граждане.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.