Почему царевна Татьяна Михайловна была сторонницей патриарха Никона и его реформы?

Мир

В XVII веке в России происходит церковный раскол, причиной которого стали реформы патриарха Никона. Эти нововведения были вызваны религиозной отсталостью страны, а также наличием множества описок в церковных текстах, что сказывались и на обрядах, и в духовных принципах. Проведение реформ стало причиной раскола как в церковной среде, так и в обществе.

Однако среди сторонников нововведений были и крайне влиятельные люди, а близкой соратницей Никона считается царевна Татьяна Михайловна. На фоне современниц эта женщина выделялась деятельным и решительным нравом, порой проявляла поистине “мужские” черты характера. Но что же её привлекло в новых реформах? И почему новаторский подход патриарха Никона она так поддерживала?

Никон — будущий патриарх

При дворе Никон появился в 1646 году, как того требовали обычаи. Будущий патриарх обязан был явиться пред государевы очи. Сам же царь Алексей Михайлович на тот момент тяжело переживал смерть отца и матери, которые для молодого правителя являлись надёжной опорой в решении государственных вопросов.

В ходе бесед с Никоном Алексей отмечал неординарный характер священнослужителя, что искренне заступался за бедных и обездоленных людей. Никон остаётся в Москве, получив сан архимандрита Новоспасского монастыря. Прихожане отмечали, что Никону удалось придать одушевлённости церковному пению, произнося проповеди “паче органа бездушного”.

Вскоре подобная манера пения стала развиваться и при царском дворе. Более того, благодаря связям с константинопольским патриархом, Никон сумел убрать прежнее многоголосие и сделать исполнение молитв более чистым.

Однако эти преобразования были лишь первыми и достаточно скромными нововведениями. От себя хочу заметить, что даже такие новшества далеко не всеми воспринимались положительно. Уже на ранних стадиях реформаторства у Никона появляются серьёзные противники.

Несмотря на это, среди сторонников Никона были крайне влиятельные люди. Среди них стоит выделить царя Алексея Михайловича и его сестру Татьяну. Никон был избран патриархом по решению государя в 1652 году.

Согласно распространённому мнению, царь молил Никона стать патриархом, поскольку не хотел видеть на этом месте прочих претендентов. Как мне кажется, особую роль в этом сыграла неординарная личность священнослужителя.

Портрет патриарха Никона с клиром
Портрет патриарха Никона с клиром

Реформаторство — сторонники и противники

Царевна Татьяна Михайловна всегда поддерживала брата, а её мир не сводился к традиционным для женщин того времени занятиям — рукоделию и домашним делам. Это была активная и уверенная женщина, часто присутствующая на приёмах, церковных мероприятиях, решавшая некоторые важные вопросы, что имели даже государственное значение.

Став патриархом, Никон сразу же заявил о необходимости принятия ряда реформ, связанных с церковными принципами и устоями. Нововведения были приняты положительно царём и его сестрой, но в обществе вызвали разногласия.

Никон настаивал на переписывании церковных книг, поскольку в прежних работах было немало описок и ошибок, что негативно сказывались на богослужении. Казалось бы, затея эта была вполне обоснованной, но противоречия появились в ориентировании на источники.

Никон считал, что основой должны стать греческие тексты, а его противники-старообрядцы (наиболее яркой личностью среди которых стал бывший друг патриарха протопоп Аввакум) утверждали, что стоит опираться лишь на древнерусские книги. Патриарх обратил внимание на то, что в других православных странах крестились тремя пальцами, в России же — двумя.

Реформы позволяли при необходимости запустить процесс секуляризации, а именно — перехода церковной собственности в государственную. Как мне кажется, подобные перемены устраивали всех представителей правящего семейства, и Татьяна Михайловна не была исключением.

А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»
А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»

Никон — второй “государь”?

Царь Алексей и царевна Татьяна с особым уважением относились к патриарху. Для Татьяны Михайловны патриарх стал добрым другом, получая ответное тепло. Она не только поддерживала его реформаторскую деятельность, но и сама предлагала новые идеи.

Так, к примеру, есть мнение, что Татьяна обратила внимание Никона на сходство Иерусалима и окрестных земель Истры, где вскоре было развёрнуто строительство Новоиерусалимского монастыря.

Во время войны с Речью Посполитой государь оставлял Никона в качестве главного государственного лица, что, по сути, приравнивало его к царю (пусть и временному). К титулу “Великий Господин” теперь добавились слова “Великий Государь”, что ясно указывало на могущество Никона.

Павел Рыженко «Тишайший»
Павел Рыженко «Тишайший»

Однако в 1650-е годы его влияние на царскую семью ослабевает. Серьёзная размолвка с царём происходит из-за новых взглядов патриарха, что ставил власть церкви выше государственной. По его мнению, никакой светский закон не мог превзойти церковный, что приравнивался к божественной воле.
Ходатайство царевны

Когда Никона лишают сана и отправляют в ссылку, на помощь снова спешить Татьяна Михайловна. Она отправляет ходатайство новому царю, своему племяннику Фёдору Алексеевичу, что с сочувствием относился к бывшему патриарху. Тем не менее, после рассмотрения ходатайства царь Фёдор лишь отправил Никону утешительное письмо.

Просьбу Татьяны перевести его в Новоиерусалимский монастырь он не выполнил. Когда в 1681 году Никон ушёл из жизни, Фёдор Алексеевич настоял на том, чтобы усопший был отпет как патриарх, хотя и не являлся им. Через год сан патриарха был возвращён посмертно.

В грамоте патриарха Константинопольского указано:

“Преподобныя памяти, возлюбленный брат наш, господин Никон, бывший патриарх Московский и всея Руссии… да будет прощен в нынешнем веце и в будущем”.

В работе К. В. Акинина “Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом” высказывается версия о том, что новый царь планировал создать в России папский престол, на котором видел Никона. Так ли это? Остаётся лишь гадать, однако, несомненно, доброе имя и сан патриарха вряд ли были бы восстановлены, если бы не просьбы и постоянная деятельность соратницы и близкого друга Никона — царевны Татьяны.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.