Почему царевна Романова помогала боярыне Морозовой и протопопу Аввакуму?

Во времена царствования Алексея Михайловича Романова возникают серьёзные проблемы со старообрядцами. Они были приверженцами старой православной церкви, а потому не принимали новых реформ.

Среди представителей правящей династии в то время также возникло некое неявное разногласие. Если царевна Ирина Михайловна поддерживала староверцев, то её младшая сестра была на стороне реформатора патриарха Никона, что впоследствии подвергся опале.

Впрочем, и самим старообрядцам, среди которых выделяют Феодосию Морозову и протопопа Аввакума, также пришлось несладко. Но для царевны Ирины они были настоящими друзьями, людьми, чьи взгляды она разделяла и поддерживала.

Трогательные и искренние слова можно заметить в переписке Аввакума с Романовой, а подтверждением преданности стали поступки самой Ирины. Что же объединяло представительницу царского рода, протопопа и боярыню Морозову?

Старообрядчество на Руси

Начиная знакомство с судьбами царевны Ирины, Аввакума и Морозовой, мне бы хотелось более ясно объяснить понятие старообрядчества, о чём у многих современных людей нет точного представления. В 1650-1670 годы при поддержке царя Алексея Михайловича Тишайшего патриарх Никон решил реализовать реформы в отношении православной церкви Руси.

Основой нововведений стала унификация богослужебного чина Русской церкви с греческим, а за основу брались принципы Церкви Константинопольской. По сути, эта реформа давала возможность изъятия церковной собственности в пользу государственных нужд.

Конечно, такие перемены порадовали далеко не всех. Тех, кто воспротивился новой реформе, предали анафеме. Из-за подобных противоречий возник раскол в церковной среде, из-за чего многих старообрядцев стали называть раскольниками (хотя это слово некоторое время было под запретом).

А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»
А. Д. Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»

Лидеры старообрядцев

Несмотря на то, что реформаторский подход поддерживал сам царь Алексей Михайлович, его старшая сестра Ирина не всегда разделяла взгляды брата. Ярыми сторонника старообрядчества выступали протопоп Аввакум и Феодосия Прокофьевна Морозова, известная как боярыня Морозова.

Для многих старообрядцев той поры две эти личности были символами старой веры, борьбы с переменами, неугодными народу. Морозова поддерживала общение с Аввакумом, нередко обмениваясь с ним письмами.

Вдовствующая боярыня, получившая немалое состояние от покойного мужа и его родственников, помогала нищим, принимала у себя в доме калек и бедных странников. Овдовев в тридцать лет, она исправно носила рубашку-власяницу, что помогала “усмирить плоть”. Правда, этим протопоп был недоволен, отмечая в письмах:

“Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия”.

Он считал, что лишь самоослепление способно избавить человека от ненужных соблазнов.

Литовченко Александр «Боярыня Морозова»
Литовченко Александр «Боярыня Морозова»

Нередко протопоп Аввакум кажется яростным фанатиком, требуя самопожертвования во имя старой веры и принципов церкви. Несмотря на их общение с Морозовой, в некоторых его посланиях заметны упрёки.

В книге Якова Барскова «Памятники первых лет русского старообрядчества« отмечается цитата из переписки Аввакума с боярыней, где он осуждает женщину за недостаточную щедрость:

“Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором”.

При этом не вызывает сомнений покровительство Морозовой по отношению к убогим и покалеченным людям.

По мнению академика, филолога и исследователя А. М. Панченко, не стоит приравнивать в убеждениях Феодосию Морозову к Аввакуму. Если протопоп действительно посвящал всю свою жизнь защите прежних церковных устоев, то боярыня, в первую очередь, оставалась хозяйкой и матерью.

Заступничество царевны Ирины

Что же общего было у этих двух колоритных людей и царевны? На мой взгляд, эти судьбы оказались связанными благодаря милосердию и схожим взглядам Ирины Михайловны. Протопоп Аввакум, некогда являвшийся другом реформатора патриарха Никона, подверг резкой критике его действия в качестве главы православной церкви.

Он осуждал использование греческих богослужебных книг, что, по мнению Аввакума, были неправильно переписаны и изложены. В своей челобитной царю протопоп излагает собственную точку зрения.

Ирина Михайловна
Ирина Михайловна

Алексей Михайлович, поддерживающий патриарха, понимает, что Аввакум может оказаться опасным для введения реформ. В 1653 году протопоп был брошен в подвал Андроникова монастыря.

В своём «Житии» протопоп Аввакум с благодарностью вспоминает помощь царевны Ирины. Именно благодаря её заступничеству он не был подвергнут отрубанию руки и урезанию языка (а именно такое наказание ожидало его). В своём письме к Ирине Михайловне он излагает свои мысли, подчёркивая их ласковым обращением:

“Преудобренная невесто Христова, не лучши ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую… в гной спрятать?”.

Я думаю, что царевна смогла уговорить брата, царя Алексея, смилостивиться над протопопом. Вместо казни он был отправлен в ссылку в Тобольск.

С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»
С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»

Его соратнице, боярыне Морозовой, повезло меньше. Она была приговорена к казни, что вызвало осуждение и возмущение шестнадцати именитых боярских родов. Она была переведена в Ямской двор, где заключённую подвергали пыткам на дыбе, что должны были вынудить их отказаться от старых убеждений.

Однако Морозова была непоколебима. Это звучит жутко, но женщину даже хотели сжечь на костре. Лишь поддержка Ирины Михайловны спасла её от подобного кошмара. Вместе с сестрой Феодосию Морозову решено было сослать в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря, где она скончалась от истощения.

В. И. Суриков «Боярыня Морозова» (фрагмент картины)
В. И. Суриков «Боярыня Морозова» (фрагмент картины)

Вы можете задаться вопросом: если же Ирина Михайловна так поддерживала протопопа Аввакума и боярыню Морозову, почему она не спасла их от ссылки и голодной смерти?

Однако в ту пору женщина, даже представительница царского рода, не могла принимать подобные решения. Всё находилось в руках царя, на которого оказывалось давление и влияние с различных сторон. Несмотря на это, поступки царевны Ирины показали: даже в самые страшные времена есть место милосердию и человечности.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.