Он был всего лишь одним из сыновей султана. Не старшим отпрыском, не мальчиком, рождённым любимой супругой правителя. Это Махмуд особенно отчётливо понимал, а потому с юности не питал надежд обрести власть. Нередко султанами становились люди, прошедшие по трупам своих противников – Махмуд не желал этого. Тогда он, совсем ещё молодой идеалист, не догадывался, что ему самому придётся проделать этот кровавый путь и стать одним из самых известных правителей Османской империи. Как же Махмуд Второй обрёл власть? И почему его называли «турецким Петром Первым»?
Власть на крови
Один из сыновей султана Абдул-Хамида Первого, Махмуд, рожденный в 1785 году, с ранних лет проявлял интерес к военному делу. Многие родственники считали, что со временем юноша превратится в способного советника или военачальника, однако недооценили личных качеств и амбиций Махмуда. Тот действительно поначалу держался скромно, не претендуя на власть после смерти отца.
Когда умер Абдул-Хамид, престол Османской империи перешёл к дяде Махмуда. В 1806 году Мустафа, сын покойного султана, сумел отстранить дядюшку от власти. Когда же сторонники свергнутого правителя попытались вернуть ему власть, тот был убит, а Мустафа укрепил своё влияние в стране.
Наблюдая за действиями старшего брата, которому были чужды любые моральные принципы и родственные чувства, Махмуд понимал, что и сам мог бы оказаться на его месте. Более того, он ежедневно слышал от своих соратников, что оказался бы куда более достойным правителем, нежели Мустафа.
Реформы и перемены
В конце концов, получив добро от Махмуда, рущукский паша Байрактар возглавил мятеж, в результате которого к власти пришёл 23-летний султанский сын. Заполучив престол, Махмуд не стал стараться сохранить руки чистыми и приказал казнить своего брата, который мог бы стать помехой для его правления. Кроме того, сам Махмуд Второй прекрасно помнил о том, насколько легко свергнуть султана, а потому стремился бороться с любыми проявлениями недовольства в стране.
Однако воцарением Махмуда были довольны далеко не все. Так, к примеру, янычары, считавшиеся в Османской империи особой кастой, в 1826 году подняли бунт против правителя. По приказу султана восстание было жестоко подавлено. Но Махмуд на этом не остановился. Он приказал ликвидировать янычарский корпус, решив пресечь дальнейшие попытки мятежа.

Кстати, Махмуда неслучайно называли «турецким Петром Первым». Как видите, с бунтовщиками он расправлялся весьма сурово (здесь невольно проводится аналогия со стрелецким бунтом в России). Кроме того, Махмуд Второй стал одним из первых правителей Османской империи, лояльно относившимся к европейской культуре. Он первым из султанов вышел на публику в наряде западного образца, провёл реформы в армии, «перекроив» её на европейский лад. Его указы регламентировали длину одежд и бород, а благодаря покровительству султана на турецких землях открывались новые учебные заведения европейского образца. А как же Махмуд относился к России? И действительно ли в его гареме было немало женщин из Российской империи?
Почему султан Махмуд II не любил Россию?
Османского правителя Махмуда Второго неслучайно называли «Петром Великим на турецкий лад». Он был человеком энергичным, решительным и жестоким. Султан не боялся проводить в стране реформы, которые нравились далеко не всем. Когда против него поднялись отряды янычар, Махмуд приказал подавить бунт, а сам янычарский корпус ликвидировал. При этом правитель весьма благосклонно относился к европейским культуре и моде. А кем же он был для России: врагом или другом? И действительно ли Махмуд питал слабость к русским женщинам?
Ещё в молодые годы будущий султан проявлял интерес к военным делам, что неудивительно – Османская империя практически не выходила из войн с соседними государствами. Но далеко не всегда таланты военачальника гарантировали успешный исход противостояния.
При Махмуде Втором на территории империи вспыхивало немало междоусобных войн, которые причиняли множество бедствий людям и становились причиной волнений правителя. Некоторое время османам даже запрещалось посещать знаменитые мусульманские святыни – Мекку и Медину. Исправить ситуацию удалось лишь после ряда сражений с Дирийским эмиратом, правитель которого был схвачен и казнён в Стамбуле.
Крайне напряжёнными были и войны с Россией. Махмуда Второго точно нельзя было назвать дружественным правителем для Российской империи. Русско-турецкая война 1806-1812 годов перешла к нему, так сказать, по наследству. Под влиянием османов были устранены пророссийские правители Молдавии и Валахии. Когда войска Михаила Кутузова нанесли поражение турецкой армии, был подписан Бухарестский договор, по которому Бессарабия становилась территорией России.
Это был ощутимый удар по власти султана, а потому спустя некоторое время вспыхнула новая война. Противостояние с русскими в 1828-1829 годы стало следствием предшествующей войны. Турецкая сторона не выполняла условия Бухарестского мира по отношению к бессарабским землям. России вновь пришлось поставить на место зарвавшегося соседа, и в итоге Османская империя вынуждена была признать российскими земли Грузии и части Армении.
Истребление христиан
Теряя территории своей империи, Махмуд понимал, насколько шатким может оказаться его положение. За свои поражения он отыгрывался на христианах, которых в ту пору уже было немало на османских территориях. Европейские державы сбрасывали турецкое иго, в Сербии и Греции вспыхивали восстания христиан.

Махмуд видел в этом прямую угрозу для своей власти. По всей стране начались преследования христиан. Лишь в одном Стамбуле в период царствования Махмуда Второго было убито более 10 тысяч сторонников учения Христа. Тем не менее после смерти султана его империя оказалась на грани развала.
Несмотря на многолетнюю вражду с русскими, современники говорили, что в гареме султана немало женщин, привезенных из Российской империи. Правда, всё, что было связано с личной жизнью правителя, тщательно скрывалось, но известно, что некоторые жёны Махмуда Второго принадлежали к народностям Кавказа. Если верить легендам, то мать османского правителя была француженкой и родственницей Бонапарта. Но, как понимаете, здесь, вероятно, больше вымысла, нежели правды.