Почему евреи и римляне устроили гонения на первых христиан?

Мир

Христианство – самая масштабная из мировых религий, одно из самых влиятельных вероисповеданий, пустившее корни как в социум, так и в политическую жизнь. Казалось бы, монолит этот всегда был мощным, практически неуязвимым. Но нет, первые христиане были людьми, в каком-то смысле, несчастными, мало кто их принимал и понимал. Гонения, которым они подвергались в первые века своего существования, порой действительно были похожи на настоящий геноцид. Почему так получилось?

Восприятие христианства

Технически христианство представляет собой «продолжение» иудейской веры, то есть еврейской религии, которая была в свое время достаточно влиятельной и находила отголоски даже в некоторых языческих вероучениях древности. Одна из основных идей ее в том, что на землю должен прийти Мессия, и, грубо говоря, всех спасти от мук вечных и даровать людям рай на земле, сытый, безмятежный, лишенный войн, эпидемий и прочих мерзостей. Христос, чего уж греха таить, был евреем, абсолютное большинство его последователей тоже.

Логика в том, что христианство, которое зародилось еще во время земной жизни Иисуса, стало ответвлением от веры иудейской. А что бывает с подобного рода ответвлениями? Правильно, в течение какого-то времени (большого или нет – как повезет) представители их признаются сектантами со всеми вытекающими последствиями:

  • высмеивание;
  • утеснение в правах;
  • геноцид и угнетения вплоть до физической расправы.

Так случилось и с ранним христианством. Сначала взъелись на него евреи, оставшиеся сторонниками старой веры, а их было абсолютное большинство, потом к ним присоединились римляне. И тем, и другим было крайне нежелательно распространение новой веры, опасались они потери своего влияния, кроме того, не желали распространения в обществе идей вероотступнических, коими в сознании людей того времени христианство и было.

Эжен Тирион «Триумф Веры - христианские мученики во времена Нерона, 65 год н.э.» / Частная коллекция
Эжен Тирион «Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н.э.» / Частная коллекция

Еврейские гонения

Вообще, организованных гонений на христиан от иудеев не было. Смотрели на них примерно так же, как нынешние православные смотрят на условных «свидетелей Иеговы», на порог не пускали, при случае не отказывались побить камнями. Началось это почти сразу после распятия Христа и первых вех в распространении новой веры по землям в окрестностях Иерусалима, причем, евреи, оставшиеся сторонниками старой религии, пытались найти поддержку у римлян (те их тоже, мягко говоря, недолюбливали, однако, в некоторых вопросах относились лояльно), но помощи не нашли.

Продолжалось христианско-иудейское противоборство примерно до 67 г. н.э. В это время началось восстание евреев против Римской империи, закончившееся кровопролитием. Рим на время потерял контроль над Иерусалимом, и христиане этим воспользовались – ушли быстро и организованно в Пеллу, где и жили относительно спокойно, периодически подвергаясь нападкам иудеев. Второе восстание, вспыхнувшее в первой половине II века, едва не поставило крест на евреях – Иерусалим запылал, иудеям стало самим до себя, от христиан на время отстали.

Рембрандт «Избиение святого Стефана» / Лионский музей изобразительных искусств, Франция
Рембрандт «Избиение святого Стефана» / Лионский музей изобразительных искусств, Франция

Римские гонения

Первое время римляне разницы между «классическими» иудеями и христианами не видели. Воспринимали и тех, и других как вероотступников, при этом полностью их отождествляли. Причины этого банальны:

  • заинтересованность у них была в первую очередь политическая, во вторую – экономическая, то есть гонений с римской точки зрения были достойны и те, и другие, так как отказывались от поклонения статуям императоров;
  • в разницу между иудейством и христианством не вникали;
  • считали евреев людьми не то чтобы второго сорта, но близко к этому.

Тем не менее, уже в 64 году император Нерон, который спалил Рим, обвинил во всем христиан, желая отвести от себя недобрые слухи. Объяснимо – христиане от иудеев откололись, римским законам тоже не подчинялись, следовательно, крайние в любом случае.

Генрих Семирадский «Светочи христианства. Факелы Нерона» / Национальный музей в Кракове, Польша
Генрих Семирадский «Светочи христианства. Факелы Нерона» / Национальный музей в Кракове, Польша

Практически все последующие римские правители все сильнее осознавали особенности христианства, и наращивали гонения. Суть в том, что учение это в некоторых моментах шло вразрез с язычеством, царившем в том мире. Так, эгоизм, свойственный римским верованиям, заменялся у христиан любовью, тяга к роскоши затмевалась стремлением к посту и воздержанию, а рабы… признавались такими же людьми, как и все остальные. Особенно сильно христианам досталось в III-IV веках при Диоклетиане. Поначалу он особо на них внимания не обращал, а потом уловил в действиях их нечто «сепаратистское». Начал массово:

  • уничтожать храмы, располагавшиеся в пещерах;
  • склонять христиан к публичному поклонению языческим божествам;
  • заставлять их отрекаться от своей веры.

Кроме того, император официально разрешил пытки в отношении верующих, а тех, кто попытался бы на изуверства пожаловаться, надлежало сначала пытать еще сильнее, а потом убить. Есть мнение, что для церкви этот христианской период был едва ли не самым тяжелым и опасным в истории…

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.