Первый советский танк — Т-18

Война

Мощные танковые войска были одним из признанных брендов СССР, «коробочки» идущие по Красной площади стали обычным элементом проводившихся на ней парадов, вызывая гордость за страну у советских людей и страх перед ней у всего «цивилизованного мира», но какая из них «открыла движение» по красной брусчатке? О танке Т-18, первенце советского танкопрома, мы расскажем в этой статье.

«Рено-русский»

Всё началось в 1920 году, когда войска 2-й Украинской армии захватили танк FT-17, и её командование отправило машину в Москву в качестве подарка Ленину. Тот, осмотрев трофейную «коробочку» распорядился организовать производство аналогичной техники, которое и было налажено в Нижнем Новгороде.

танк Рено-русский 3д модель
Танк Рено-русский

 

К сожалению, перебои с поставками комплектующих и общие проблемы того исторического периода стали причиной того, что танк был размножен в количестве всего лишь пятнадцати экземпляров.

Также считаю необходимым отметить, что хотя нижегородцы в целом неплохо справились с поставленной задачей, их творение к тому времени уже не отвечало возросшим техническим требованиям – в частности машина имела слабое вертикальное бронирование и не самое эффективное вооружение.

«Период рутины»

Хотя НЭП позволила быстро преодолеть последствия ГВ в экономике, в наметившемся было советском танкостроении позитивных изменений в этот период не последовало, а поскольку политическая изоляция страны не позволяла закупать бронетехнику за рубежом, то отечественные танковые войска того периода представляли собой плачевное зрелище.

Практически до конца 20-х бронесилы СССР имели в своём составе лишь около сотни преимущественно трофейных танков времён ПМВ, которые к тому времени выработали все мыслимые ресурсы, поэтому остро стоял вопрос о замене их новой техникой.

Это положение заставило советский военно-технический истеблишмент вспомнить об уже однажды скопированной французской машине, дабы на её базе возобновить танкостроение в нашей стране.

танки фото начала 20 века

Начинается Т-18 он же МС-1

Разработка танка стартовала в 25-м, замечу, что хотя в качестве прототипа был выбран всё тот же «Рено», учитывался и итальянский опыт, к тому же советские танкостроители в перспективе собирались установить более мощную силовую установку, поэтому было решено увеличить проектную массу «коробочки» до пяти тонн.

Кроме того, французский вариант подвергся перекомпоновке, в частности изменилось расположение двигателя, что позволило сократить длину, а, следовательно, и вес машины. В марте 27-го Т-18 был воплощён в металле, в июне были проведены его полигонные испытания, в следующем месяце танк был принят на вооружение, а осенью стартовало серийное производство.

танки т-18 на красной площади
Танки Т-18 на Красной площади

 

«Восемнадцатый» имел следующие ТТХ:

  • Габариты: 4,38 (с хвостом)/1,76/2,12 м.
  • Масса: 5,3 т.
  • Бронирование: вертикальное — 16 мм ; горизонтальное — 8 мм.
  • Двигатель: 1×35 л. с.
  • Скорость: 16 км/ч.
  • Запас хода: 100 км.
  • Вооружение: 1×Гочкис, 37 мм; 2×ПФ, 6,5 мм.
  • Экипаж: 2 человека.

Всего до 1931 года было произведено 959 экземпляров.

Основные модификации

С момента запуска в серию постоянно предпринимались попытки модернизировать танк, в частности ориентированные на повышение его проходимости в условиях «лунного ландшафта». Короткий корпус машины вызывал естественные опасения, что она может провалиться в окоп, поэтому в дополнение к кормовому хвосту, на нос в разное время пытались установить два варианта конструкции аналогичного назначения, однако нововведение не прижилось.

Через два года после снятия «коробочки» с производства предполагалось повысить её проходимость, установив ведущее колесо большего диаметра, однако модификация была признана неудачной. Последняя попытка модернизировать танк была предпринята в 38-м, предполагалось оснастить его 40-сильным горьковским двигателем и вооружить танкобойной «сорокапяткой», однако это в конечном итоге было сочтено нерентабельным и от проекта отказались.

танк Т-18 в музее
Танк Т-18 в музее

Боевое применение

В 28-м «восемнадцатые» начали поступать в войска и учебные части, постепенно заменяя иностранных «динозавров» — через несколько месяцев они стали основной машиной танкового парка СССР. Вскоре «коробочки» получили боевое крещение в ходе конфликта на КВЖД, когда девять машин были задействованы для прорыва обороны китайцев.

Несмотря на отсутствие у командного состава навыков использования танков, они смогли продемонстрировать свою эффективность, обеспечив успех наступления. В техническом отношении Т-18 также показали себя достаточно хорошо – ни один из них не был уничтожен противником, некоторые лишь потеряли гусеницы из-за близких разрывов гранат.

С другой стороны у операторов были претензии к надёжности некоторых агрегатов и огневой мощи машин – снаряды 37-миллиметрового Гочкиса давали ничтожный фугасный эффект.

танк т 18 в музее военной истории
Танк Т-18 в  музей Отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области

К началу ВМВ эти танки давно устарели и снимались с вооружения, те же, что оставались в строю использовались как стационарные огневые точки или, если были на ходу, то как подвижные, неся охрану у мостов или других важных объектов на Западной или Восточной границе.

Как результат, большая часть остававшихся на вооружении Т-18 была потеряна в первые же часы войны, хотя должен заметить, что и позднее они эпизодически использовались войсками Западного фронта, «дожив» под Москвой до февраля 42-го.

Те же, что служили на Дальнем Востоке, были окончательно списаны и заброшены в первой половине 50-х; лишь тридцать пять лет спустя местные диггеры извлекли из грунта несколько бронекорпусов, которые после восстановления заняли почётное место в музеях и на постаментах монументов воинской славы.

Оценка Т-18

Подводя итоги карьеры этого танка должен отметить, что на момент своего второго рождения в 28-м, он был достаточно удачной машиной, которая став основой танкового парка СССР, неслабо поспособствовала становлению и развитию отечественных танковых войск.

С другой стороны невеликий ресурс модернизации стал причиной относительно недолгой службы «коробочки», составив в среднем чуть более десяти лет. Когда в войсках оказалось большое количество более совершенных машин, это стало причиной «отставки» «восемнадцатого» и последующих десятилетий исторического забвения.

Таким образом, мне остаётся только поблагодарить уссурийских диггеров, вернувших нам эту интереснейшую часть отечественной истории!

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.