Первые опыты ню и скандал в европейском искусстве

Мир

Эпоха Ренессанса возродила интерес к человеку, утраченный в Средневековье. Гуманистическое искусство Возрождения обращало свой взор к утраченному в христианское время идеалу античности, гармония человеческого тела, его материальная и духовная свобода вновь выходят на первый план в XV веке. В живописи вновь появляется обнажённая натура…

Лукас Кранах Старший – титан немецкого Возрождения, до сих пор остаётся неразгаданной тайной. О его детстве неизвестно ничего, кроме даты рождения (1472 г) и косвенных свидетельств, согласно которым он был продолжателем династии живописцев. Затерялась в веках даже его настоящая родовая фамилия: в разных источниках указывают и «Мюллер», и «Зюндер», и «Зондер». Лукасом Кранахом же художник стал уже в зрелом возрасте. Псевдоним он выбрал себе сам – по названию родного городка, Кронаха.

Подробно жизнь художника становится возможным отследить лишь с 1501 года, когда он поселился в Вене. Этот город в то время был одним из оплотов европейского гуманизма: там процветало «содружество поэтов и математиков» во главе с Конрадом Цельтесом, знаменитым неолатинским поэтом. Именно гуманистам Кранах был обязан восторженными отзывами о своём таланте: поговаривали даже, что птицы слетались на полотна художника, принимая нарисованный виноград за настоящий.

Альбрехт Дюрер «Адам и Ева», диптих Дюрера / Музей Прадо, Испания
Альбрехт Дюрер «Адам и Ева», диптих Дюрера / Музей Прадо, Испания

Молодой Кранах был очень восприимчив к нововведениям в искусстве, наблюдал за деятельностью коллег и современников, в числе которых был и Альбрехт Дюрер, один из величайших мастеров эпохи. Кисти Дюрера принадлежит первое изображение обнажённой натуры в немецкой живописи – диптих «Адам и Ева» (1507 г). Но это не было нововведением – изображение прародителей человечества и библейских персонажей дозволялось церковью.

Кранах же пошёл гораздо дальше…

«Венера и Амур»

В 1525 году Лукас Кранах бросает вызов устоявшимся нормам и пишет свою «Венеру». Такой шаг был уже провокацией – до него в Германии никто не осмеливался сделать героем своего произведеня языческое божество, а тем более Венеру – богиню любви, которая представлялась христианскому сознанию воплощением соблазна и запретного эроса.

Из боязни быть непонятым, Кранах помещает над головой богини надпись на латыни:

«Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Цветовая гамма полотна удивительно однородна. Кранах практически отказывается от разнообразия красок, чтобы добиться монументальности фигуры. По сути, картина написана всего двумя цветами: желтовато-телесным и чёрным. Оживляют гамму всего два цветовых пятна: бирюзовые бусы на шее Венеры и коралловые – на шее Амура.

Лукас Кранах Старший «Венера и Амур» / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лукас Кранах Старший «Венера и Амур» / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интересно то, что богиня Кранаха лишена традиционного совершенства пропорций, присущего картинам эпохи Ренессанса: жесты Венеры грациозны, но вместе с тем и несколько неуклюжи, архаизм фигуры сочетается с изысканностью.

Впоследствии у Кранаха сформируется иной идеал женской красоты: закрытая поза, пухлые губы, чуть раскосые глаза… Этот образ немецкие художники возьмут за эталон и будут использовать в своих работах уже после смерти его автора. Именно поэтому первая «Венера» Кранаха останется в веках как уникальное изображение женщины, которому нет аналогов в эпоху Возрождения.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.