Первая подводная лодка в истории — какой она была?

Мир

Даже сейчас подводные лодки вызывают невольное восхищение! Огромная махина (или маленькая, миленькая, дико дорогая) идет по поверхности моря, потом начинает погружаться, и бац, скрылась из вида. Представляете, в какой восторг приходили наши далекие предки, которые в XVII-XVIII видели первые такие агрегаты? Но вот что печально – в том времени первые модели и застряли. Очень уж много было технических сложностей, которые не позволяли полноценно управлять субмаринами под водой, да и с обеспечением воздухом были проблемы!

Древнейшие подводные лодки

Одна из теорий заговора гласит, что субмарины были у древних египтян. Датировок нет, подробных сведений тоже, но есть непонятно откуда взявшееся описание, представлявшее египетскую подводную лодку в виде огромного кожаного шара, соединенного трубками с атмосферой. Якобы, эта вундервавля могла погружаться на какую-то там непонятную глубину, передвигаться по горизонтали, плавно всплывать на поверхность. Теоретически возможно, египетская цивилизация изучена слабо, а интересные разработки у них действительно были – взять элементарные пирамиды, это ведь очень сложная конструкция! Что мешало сделать примитивную подлодку из просмоленных шкур? Но никаких доказательств нет, так что оставим в стороне эту теорию.

Более или менее жизнеспособное описание подводной лодки относится к Александру Македонскому, якобы, какие-то мастера сделали для него агрегат из стекла, который позволил великому полководцу опуститься на дно морское. Есть даже гравюры, изображающие это изобретение в виде большого цилиндра с одним сидячим местом, но кое-что тут не вяжется:

изображение Александра в таких «источниках» очень уж похоже на образ французского короля века так XII-XIII;
стекло того времени (оно было в ту эпоху) не смогло бы выдержать давления воды;
больше никаких источников информации нет.
Скорее всего, предпринимались попытки сделать что-то вроде подводной лодки, но ни к чему хорошему это не привело.

Александр Македонский, погружающейся под воду в стеклянном сосуде / Исламская картина XVI века
Александр Македонский, погружающейся под воду в стеклянном сосуде / Исламская картина XVI века

Первая рабочая модель

Чертеж подводной лодки был у Леонардо да Винчи. Реализовать его задумку никто не смог (даже не пытались, откровенно говоря), кроме того, она была откровенно слабой. Например, великий итальянец даже не пытался придумать, как заставить лодку двигаться горизонтально, предусмотрел только механизм погружения и всплытия.

Прорыв в этой области сделал голландский изобретатель Корнелиус Дреббель в 1634 году. Он сделал для английского короля Якова I действительно рабочий агрегат, который проплыл по Темзе две мили со скоростью около 5 узлов. В движение субмарина приводилась весельной тягой (12 гребцов), протечек по время испытаний не было, никто не погиб, аппарат не пострадал. Что касается подачи воздуха, тут данные расходятся. Сам изобретатель говорил, что он придумал какую-то загадочную жидкость, перерабатывающую углекислый газ в кислород (говорил он не так, упоминал испорченный воздух). По другой версии, более реалистичной – от корпуса подводного суда к поверхности шли трубки.

Подводная лодка Ван Дреббеля
Подводная лодка Ван Дреббеля

Король был в восторге, жители Лондона тоже. Правительство Англии выделило Дреббелю денег на дальнейшие разработки, но через несколько лет он умер, и дело остановилось. Более того, власти отказывались финансировать любые работы, связанные с развитием подводного флота, и это было, в общем-то, обоснованным – денег направление жрало очень много, а практическая польза нулевая.

Примерно так же сложилась судьба первых русских проектов подводных лодок, автором которых стал мастер Ефим Никонов. Правда, его творение никогда не работало и не погружалось – ни одного успешного испытания проведено не было, а после смерти Петра I в 1725 году новые власти так же, как и в Англии, отказали оплачивать дальнейшие изыскания. Правда, от Никоновской лодки сохранились чертежи, а вот Дреббелевская субмарина известна только по художественным изображениям. Чертежи же хоть и имеются, но нет никаких подтверждений их подлинности.

Потаенное судно Ефима Никонова
Потаенное судно Ефима Никонова

Боевое применение подводных лодок

Европейцы субмарины забраковали в силу их военной и экономической «бесполезности», а вот американцы за дело взялись с жаром. В 1775 году Дэвид Бушнелл разработал и построил подлодку под названием «Черепаха». Имя, кстати, говорящее – по форме действительно напоминала панцирь, была медленной и неповоротливой, но использовать ее планировалось в военных целях, да ни в каких-нибудь, а для подрыва вражеских судов.

Первую такую попытку предприняли уже через год – в 1776 году в рамках американской Войны за независимость Эзра Ли решил подойти на «Черепахе» к британскому линкору, стоявшему на рейде около Нью-Йорка. Но дело кончилось неудачно – корабль оказался обшитым медными листами, мину прицепить не удалось, а так как взрывное устройство было с часовым механизмом, рвануло оно своевременно, благо, что никто не пострадал. Кроме того, морские течения едва не вынесли субмарину в открытый океан, управлять ей было крайне сложно.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.