Пароход «Адмирал Нахимов» — трагедия, потрясшая весь СССР

Мир

Пароход «Адмирал Нахимов» хорошо послужил и немцам и советским людям. Но одно событие в его жизни перечеркнуло всё. Что же произошло?

Советский «Адмирал Нахимов» ранее бывший немецким «Берлином» прожил богатую жизнь. Он плавал по земному шару, служил военным госпиталем и даже возил туристов. Ему предстоял последний рейс и уход на покой. Но этому не суждено было быть. Ужасная трагедия потрясла сотни семей СССР.

пароход «Адмирал Нахимов»
Пароход «Адмирал Нахимов»

Что за корабль «Адмирал Нахимов»?

Представляет он собой шестипалубного красавца длиной и шириной 174 и 21 метр соответственно, скорость которого достигает 16 узлов. Вмещает в себя полторы тысячи человек. Такую махину создали в 1925 году в Германии, и нарекли её в честь столицы – «Берлин». Спуск на воду завершился успешно и уже спустя полгода пароход отправился в свой дебютный рейс из Бремерхафена в направлении Нью-Йорка.

Четырнадцать лет он исправно работал по этому маршруту. Но потом это стало экономически не выгодно, потому что из-за политической ситуации в мире люди боялись отправляться в международных рейсы. Тогда «Берлин» пустили до Шпицбергена. А в первые месяцы Второй мировой войны его и вовсе сделали госпиталем. В этом статусе он и служил все военные годы, пока однажды не наткнулся на мину и не залёг на дно.

«Берлин»
«Берлин»

Лежащий на дне, он стал собственностью СССР по итогам войны. В начале 1947 его попытались поднять, так как глубина была небольшая, но он снова взорвался, так и оставшись на дне. Во втором полугодии его, наконец, удалось достать. Судну дали новое имя – «Адмирал Нахимов».

Адмирал Нахимов — именно так звали адмирала, который в Крымскую войну преградил вход врагу в Севастопольскую бухту.

Вторая жизнь Парохода

Корабль отбуксировали в док Кронштадского завода. Ремонт осуществлялся и в ГДР, а длился он в общей сложности целых восемь лет. Капитаном «воскресшего» парохода стал Николай Соболев. Впервые оказавшись на нём, он поразился. К судну вёл какой-то узкий парадный трап, но за ним открывался вид, вызывающий восхищение. Одна прогулочная палуба приводила в изумление своими габаритами.

Под стать ей было и внутреннее убранство. Салон был оснащён канделябрами, шикарными коврами, дорогостоящими картинами. Тут и там встречались барельефы русских моряков, выполненные из бронзы. Многие элементы были из натурального дерева и отполированы так, что могли заменить зеркало. Помимо всего этого великолепия были предусмотрены рестораны, барные стойки, даже кинотеатр и парикмахерские.

Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов» 
Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов»

В 1960 году судно было отдано в аренду с целью организации на нём недолгих прогулок на несколько часов или дней. От этого шла хорошая прибыль. Так «Адмирал Нахимов» стал самым крупным российским пассажирским судном, потеснив «Россию». Первый рейс был осуществлён вдоль черноморского побережья.

Единственное, на что жаловались туристы, так это духота. Они открывали иллюминаторы, но в них при малейшем крене попадала вода. Кондиционеров тогда не было. Вентиляционную систему дорабатывали долгое время и только спустя десять лет все каюты были кондиционированы.

Последний рейс

31 августа 1986 года ничего не предвещало беды. Отправление несколько задерживалось, так как ждали важную персону – генерал-майора Крикунова. По слухам, должны были быть ещё знаменитости – певцы Лещенко и Моисеев. Первый не смог из-за занятости по работе, а второму запретила Алла Пугачева, оставив ему в тот день на попечение свою дочь. Некоторые пассажиры ехали нелегально. Речь о тех, кто в своё время попался за контрабанду колготок, наказан за «аморалку» или отчислен из партии. Поэтому полное число находящихся на борту явно больше официально заявленного.

Через десять минут лайнер всё же отправился. На его пути лежала Цемесская бухта. Ширина её составляет 9 километров – достаточно, чтобы два огромных корабля могли разминуться без проблем. Как раз там пересекались маршруты «Адмирал Нахимов» и гружёного зерном «Пётр Васев». Последний из них был построен относительно недавно – в 1981 году, поэтому был весьма прочен и современен.

Расписание рейса парохода

Капитаны кораблей, соответственно Марков Вадим и Ткаченко Виктор, обсудили детали расхождения. Всё казалось обыденным, участок не такой уж и сложный. Потому Марков временно отдал полномочия помощнику, хотя по правилам не имел права покинуть мостик, пока суда не разошлись. Корабль шёл полным ходом, хотя по морским правилам должен был пропустить грузовой. Так вышло из-за недостоверного сообщения, что на пути следования нет прочих объектов.

Ткаченко, осознавая ситуацию, приказал тормозить и дать обратный ход. Но разве гружёный транспорт такой массы остановишь в считанные секунды? Конечно же, по инерции он продолжил своё движение. Поворот был уже невозможен, хотя бы 6 секунд назад ещё можно было его совершить, но уже было слишком поздно… Многие винили Крикунова. Если бы не его опоздание, то времени бы хватило.

В начале двенадцатого ночи они столкнулись практически под прямым углом. Удар был сокрушительный. Всего за 8 минут «Адмирал Нахимов затонул. Возможно этому поспособствовал факт, описанный Игорем Муромовым в его книге «100 великих кораблекрушений».

После трагедии с «Титаником» большие лайнеры стали делить на секции водонепроницаемыми перегородками, в которых естественно были специальные дверцы для прохождения людей. Когда всё спокойно, их держат открытыми, но если объявлена чрезвычайная ситуация, то они должны быть закрыты. К сожалению, в момент аварии они не были закрыты, и вода быстро заполнила всё пространство.

«Петр Васев» после столкновения
«Петр Васев» после столкновения

После столкновения началась не то что паника, а самый настоящий ад. Нелюди отбирали у более слабых спасательные жилеты. Те, кто успел урвать, надевали их в спешке неправильно. Лишь единицы оставались людьми. Например, бортпроводницы отдавали свои жилеты, хотя некоторые из них даже не умели плавать. В воде так же творился кошмар: некоторые мужчины сталкивали в воду женщин, цепляющихся за бортики спасательных шлюпок. Кстати, многие из них так заржавели, что их просто невозможно было отодрать.

Вот такой ужасной трагедией закончилась интересная жизнь корабля. Она унесла 423 человеческих жизни. Пароход до сих пор лежит на дне. В нём покоятся 64 пассажира, которых так и не удалось достать. Кто в этом виноват? На мой взгляд, виновата халатность. Именно так можно обозначить ошибку диспетчера, предоставившего неверную информацию, действия командиров и незакрытые вовремя двери между отсеками.

А вы как считаете, кто виновен в данной трагедии? Пишите в комментариях, а так же подписывайтесь на канал Мир истории в Яндекс Дзен.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.