От марафонского гонца до электронного письма — краткая история почты

Мир

Сегодня каждый из нас в считанные секунды может отправить электронное сообщение на другой конец мира, а также спустя день после покупки товара забрать его из почтомата. Это современность, а какой была почта ранее? Когда все началось, и с какими сложностями боролись первые курьеры-гонцы? Давайте разбираться.

Древняя почта

Ещё в стародавние времена люди пытались передавать информацию на расстояния. После появления речи, а затем и письменности, появилась возможность отправлять специально обученных людей в конкретный пункт с новой информацией.

Первые гонцы появились в Древнем Египте и Месопотамии. Для особо важных посланий использовали исключительно умные сообщения, иногда и глиняные дощечки. Древние цари и фараоны поняли, что путь к успеху это не только армия и деньги, но и информация.

Самым известным гонцом древнего мира был Фидиппид. Именно он пробежал более 40 километров с Марафона до Афин, чтобы сообщить жителям главного города Греции, что битва с персами проиграна и нужно готовиться к обороне. Именно благодаря этому гонцу-курьеру удалось спасти Афины, а возможно — и выиграть войну.

Древнеегипетский рисунок, изображающий деятельность почты
Древнеегипетский рисунок, изображающий деятельность почты

Древние персы совершили огромный прорыв в развитии почты, создав специальный «путь для конных гонцов». Он был разделен на участки, каждый заканчивался пунктом, где менялись лошади, а иногда и курьеры. По сути, был использован принцип эстафеты для того, чтобы быстрее пройти путь.

Древние римляне взяли эту систему на заметку, создав государственную систему почтового сообщения. За них отвечал человек, находящийся на должности префекта претория. Главная их задача: информировать армию о военно-политической ситуации.

Римский гонец времён Траяна.
Римский гонец времён Траяна.

Тогда возникло выражение: «Statio posita in…», то есть «станция расположена в…». Позже стали использовать только «posita». Так и появилось слово «post», которое в славянских языках трансформировалось в «почта»

С упадком Римской империи перестала существовать и государственная почтовая система. Зато развитие получили частные гонцы патрициев. Часто это были их рабы, доставлявшие послания на небольшие расстояния.

Средние века

В ранний период средних веков произошел упадок почтового ремесла. Великое переселение народов, постоянные войны, отсутствие сильного централизованного государства — все это негативно влияло на развитие почты. В конце первого тысячелетия все же появляются отдельные направления почты, которые со временем становятся отдельными ее разновидностями в отсутствие государственной почты.

  1. Церковная почта. Рим был центром католического мира, а значит — из епископств и отдаленных провинций необходимо было постоянно писать о состоянии дел. Кроме того, шел процесс христианизации новых народов, а там быстрая реакция была важна, нужно было постоянно “держать руку на пульсе”.
  2. Купеческая. С развитием торговли, купцы понимают, что во время переездов можно еще и заработать на доставке корреспонденции.
  3. Цеховая почта. Часто ученики в цехах путешествовали в другие города для обучения ремеслу. Так “в придачу” им еще и давали письма. Позже возникла идея, что отдельный цех должен отвечать за почту. В некоторых городах возникла «Почта мясников». Именно работники этого цеха возили почту в соседние города, за что получали освобождение от уплаты налогов.
  4. Университетская. В XIII веке появляются новые учебные заведения — университеты. Молодежь уезжает далеко от родного дома в поисках образования. Чтобы уменьшить тоску по родным, университеты предлагают за отдельную плату “почту к родным”.
  5. Городская почта. С развитием магдебургского права города получают самоуправления: они заключают союзы (например, Ганза), улучшают торговые связи. Это все создавало необходимость быть “в контакте”. Так и возникает городская почта, обслуживающая союзные между собой города.
Чарльз Купер Хендерсон «Почтовые вагоны в пути. Королевская почта Лаут-Лондон»
Чарльз Купер Хендерсон «Почтовые вагоны в пути. Королевская почта Лаут-Лондон»

Королевская почта

Развитие централизованного государства открыло дорогу для развития государственной (а в то время — королевской) почты. Существует несколько причин, зачем королям это было нужно:

  1. Военная ситуация и поиск союзников вынуждали королей создать сеть своих курьеров, чтобы быстро доставлять информацию. В 1464 году француз Людовик XI создал систему королевских курьеров. Их арест, грабеж или убийство наказывались смертной казнью.
  2. Королевские курьеры кроме доставки писем могли также разведывать положение дел у соседей. Со временем каждое государство пытается еще и проверять корреспонденцию, нарушая тайну переписки. Польский король Ян Собесский в XVII веке создал специальную службу, которая вскрывала все письма и проверяла их на наличие секретной, опасной и важной для короля информации.
  3. Правление династий в различных государствах вынуждало постоянно следить за тем, что происходит в другой стране. Валуа немного правили в Польше, Габсбурги — в Испании или Нидерландах, королям Речи Посполитой, Пруссии и Австрии принадлежали территории в Италии. Единственный способ отдать приказ своему удаленному наместнику — написать письмо. Чем быстрей оно доедет — тем быстрее наместник его исполнит.
Чарльз Купер Хендерсон «Почтовое отделение»
Чарльз Купер Хендерсон «Почтовое отделение»

Со временем короли понимали, что раз курьер едет в другой город, то может забрать и частные письма. Там они могут попадать в сортировочный пункт, а оттуда отправляться в разные части Европы.

В 1490 семья Тассо создали для Габсбургов королевскую почту — Турн-и-Таксис. В XVI веке возникла почта в Речи Посполитой и на немецких землях. Не каждый мог позволить себе услуги почтальона. Например, в Польше отправка одного письма стоила 6 грош. За эти деньги в то время можно было купить 4 курицы.

Но с развитием сети курьеров, улучшением дорог и увеличением почтовых станций цены снижаются. В XVIII веке в Речи Посполитой одно письмо стоило уже 10 грош, но за эти деньги можно было позволить себе лишь несколько куриных яиц.

Марка Турн-и-Таксис для южных германских государств
Марка Турн-и-Таксис для южных германских государств

Прибытие курьера в город сопровождалось звуками рожка. К концу XVIII века Европа покрылась целой сетью почтовых станций. С развитием железных дорог появилась возможность увеличить скорость и количество доставляемой корреспонденции.

Развитие международной почты вынуждало создать стандарты для оправки. Так в середине XIX века появился бумажный почтовый конверт и торговая марка.

Почтальон XX века
Почтальон XX века

Это лишь краткая история почты до XIX века. В желании получить информацию человек придумал отправку гонцов на далекие расстояния. После промышленной революцию на помощь почте пришел транспорт. Уже в конце XX века произошла революция в мире почте: бумагу частично заменило электронное письмо.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.