В Советском Союзе жизнь была в общем и целом похожа на нашу – примерно те же блага цивилизации, в целом схожие цели (заработать денег, обустроить быт, чему-то научиться и пр.). Но недаром говорят, что «дьявол кроется» в деталях! Мы смеем предположить, что современный человек примерно так 90-х годов рождения, зайдя в советский автобус, немного растерялся бы, переругался бы со всеми пассажирами, а под конец еще и влетел бы на штраф за безбилетный проезд. Не потому что он плохой, а потому что тогда все было иначе.
На чем ездили в СССР
Метро оставим в стороне – об этом нужно говорить отдельно. А вот остальной городской общественный транспорт, как и сегодня, замыкается на:
- автобусах;
- троллейбусах;
- трамваях.
Причем в СССР до середины 20-х гг. в качестве общественного транспорта преимущественно выступали экипажи на конной тяге (в меньшей степени) и трамваи (в большей), бывшие едва ли не самым старым «техническим» способом передвижения. А потом, в 1926 г., на дороги выехал АМО Ф-15 – первый полноценный автобус на жидком топливе. Вмещал он 14 человек, был медленным и крайне неудобным, но люди благодарили судьбу за этот транспорт – время «путешествия» на службу первые автобусы серьезно сократили.
Потом появились ЗИС-8 в нескольких модификациях, удобные и вместительные машины (порядка 30 человек), но с началом ВОВ раздолье кончилось – большая часть колесного транспорта отправилась на фронт, с автобусами наступил дефицит. Правда, вскоре после окончания войны на дороги вышли новые модели – ЗИС-154, а затем и ЗИС-156, который оценили аж за границей.
С 1968 г. людей стали возить на вместительных (200 с лишним пассажиров в час-пик) ЛиаЗАХ, получивших в народе прозвище «скотовозка», ну а дальше, в 70-х, и до венгерских Икарусов дело дошло. Собственно, все, с советскими более или менее массовыми автобусами разобрались.
Троллейбусы же появились в СССР в 1933 г., и, несмотря на экологическую чистоту (о которой в то время никто толком не думал) и любовь пассажиров, шоферам и другим участникам дорожного движения стояли первое время поперек горла. Дело в том, что у тех ранних троллейбусов постоянно слетали штанги, огромная машина останавливалась прямо посреди оживленной дороги, а поставить их на место мог не каждый здоровый мужик, что уж говорить о женщинах-водителях, появившихся как раз в то время.
Оплата проезда: животрепещущий вопрос
Советский общественный транспорт сам по себе был убыточным. В то же время такси приносило такие доходы государству, что с лихвой покрывало расходы на содержание всех троллейбусов, автобусов и трамваев в СССР. Это так, к слову.
Теперь про оплату проезда – в 1956 г. из большинства машин исчезли кондукторы, на их место пришли «кассы». Это такие устройства, куда нужно было положить деньги и взять билетик. Власти понадеялись на сознательного и идеального во всех отношениях «строителя коммунизма», но ошиблись:
- касса не «понимала» номинал монет, потому некоторых граждане клали денег намного меньше, чем требовалось;
- один билет брали не все – некоторые прохиндеи выматывали из кассы по целой пачке («блокираторов» не было, хоть все забирай), а потом ездили с этой добычей бесплатно месяцами;
- контролеры физически не могли обслуживать все автобусы и троллейбусы на линии, особенно в крупных городах, следовательно, «зайцев» хватало.
В результате общественный транспорт стал еще более убыточным, чем раньше, а власти задумались об изменении системы оплаты проезда.
Придумали в итоге те самые компостеры, которые встречались в отечественном общественном транспорте аж до первой половины нулевых (!). Суть следующая – в салон автобуса или троллейбуса ставится специальная машинка с прорезью и рукояткой, в прорезь эту вставляется билет, рукоятку дергают, на бумажке остаются дырочки, причем уникальные.
Что значит уникальные – с билетом, прокомпостированном в одном автобусе, нельзя проехаться в другом, ибо там разные узоры из дырочек. До кучи увеличили количество контролеров – концентрация «зайцев» стала резко уменьшаться, хотя до конца их так и не извели.
Немного об атмосфере советского общественного транспорта
Да, в СССР жили самые добрые и высокодуховные люди на планете, не спорим, но в автобусах они немного преображались. В Советском общественном транспорте было совершенно нормальным:
- отпихнуть другого пассажира локтем на входе;
- отдавить ногу;
- обхамить кого-нибудь.
А еще там было нормальным уступить место пожилому человеку, помочь выбраться на остановке женщине с сумками и посадить чужого ребенка к окну. Без споров, конфликтов и уговоров.
А что теперь? Теперь, кажется, люди вовсе друг друга не замечают – даже оказавшись в муниципальном автобусе или частной маршрутке, они не выходят из своего мира, не отрывают взгляд от экранов смартфонов. Плохо ли это? Сейчас сложно сказать, но через годы история обязательно даст ответ на этот вопрос!