«Зачем тебе это старьё? Это ведь сущий хлам». Да, такие слова Марии Тенишевой приходилось слышать нередко, в том числе от самых близких и родных. Однако она знала, что то самое «старьё» является огромной ценностью для науки, для истории. Княгиня сурово относилась к своим современникам, нередко критиковала высшие сословия и совсем иначе отзывалась о крестьянах. Далеко не все понимали и разделяли взгляды Марии Тенишевой, а некоторые современники её вовсе считали дамой «не от мира сего». Что же удивительного было в этой женщине? И в кого она превратила собственного супруга?
Неудачная первая попытка
Дочь Клавдия Пятковского Мария появилась на свет в Петербурге в 1858 году. Когда девочке исполнилось одиннадцать лет, родители отдали её на воспитание в гимназию Марии Спешневой, что оказалось настоящей удачей для юной Маши. Дело в том, что в этом учебном заведении образовательная программа была такой же, как в мужских училищах. Девочек обучали не только этикету и иностранным языкам, но и различным наукам, что давало возможность приобрести глубокие знания в разных сферах.
Девушка привлекательная и очень умная, Мария, став старше, приобрела немало поклонников. Однако избранником её стал Рафаил Николаев. Увы, брак этот не принёс счастья молодой красавице. Супруг совершенно не разделял увлечения жены искусством, а её интересы оставались для него «дамскими глупостями», которые не стоили внимания.

В конце концов Николаевы получили позволение расторгнуть брак. После этого Мария Клавдиевна стала совершенствовать свои музыкальные и вокальные данные, а маленькую дочь Машу определила в закрытый пансион. Семья в жизни этой женщины играла гораздо менее важную роль, нежели любовь к творчеству. К слову, этого её дочь так и не смогла простить Марии.
История повторяется?
С 1888 года Мария Клавдиевна выступала в московских театрах. В ту пору среди её знакомых появилось немало известных деятелей искусства – Константин Станиславский, Константин Маковский, Иван Тургенев, Николай Рерих. Однако внимание женщины привлёк совсем не творческий человек, промышленник Вячеслав Тенишев.
Спустя год после знакомства князь сделал предложение Марии, и она ответила согласием. Но, честно сказать, мало кто из друзей Тенишевой верил, что её брак окажется долгим. По сути, повторялась прежняя история – муж был совершенно равнодушен к искусству и старинным вещам, которые обожала Мария Клавдиевна. Однако с её лёгкой руки превратился в мецената поневоле. Княгиня писала:
«Муж ненавидел старину, находил, что это решительно ничего не дает науке и, несмотря на свой ум, отрицал даже пользу древних вещей для восстановления картин старины. Меня же он всегда дразнил моей страстью коллекционерства».

Как вспоминала Мария Клавдиевна, однажды князь заявил, что приобрести старинные предметы быта или картины – всё равно, что бросить деньги в огонь. Конечно, сама она думала совершенно иначе. Неужели в новом браке женщина повторила прежнюю ошибку? Оказывается, судьба приготовила ей немало сюрпризов. Что же ожидало Тенишеву? И почему она считала крестьян истинными патриотами – в отличие от дворян и купцов?
«Последняя патриотка России»: почему княгиня все же покинула родину?
Видя в свете княгиню Марию Тенишеву с её супругом, многие знакомые этого семейства невольно удивлялись – и угораздило же ценительницу искусства, меценатку и страстную коллекционерку отыскать столь неподходящую партию. Её муж был человеком умным и влиятельным, однако увлечения стариной и творческих порывов Мари совершенно не понимал. «Её первый брак оказался недолгим, – говорили в свете. – Вряд ли и этот долго продержится». Но жизнь порой готовит нам удивительные сюрпризы. Чем же она удивила Марию Тенишеву?
Вячеслав Тенишев, крупный промышленник и общественный деятель, действительно никогда не мог подумать, что искусство прочно войдёт в его жизнь с появлением супруги. Как писала сама Мария, мужу явно не нравилось всё это, а потраченные на предметы старины деньги он вовсе считал пропавшими. Тем не менее князь очень любил свою жену и считал своим долгом поддерживать её даже в столь «странных» начинаниях. Неудивительно, что вскоре у Тенишевых появилась крупная коллекция старинных вещей.
К Парижской выставке, на которой князь согласился выступить генеральным комиссаром, Мария Клавдиевна подготовила целую серию русских балалаек, расписанных известными живописцами того времени. Кроме того, её супруг, как прирождённый предприниматель, понимал, что и творчество может приносить немалый доход, если правильно его использовать. Словом, этот союз, который поначалу казался многим недолговечным и противоречивым, в итоге превратился в надёжное партнёрство двух единомышленников.

Патриотизм – не просто слово
Сама княгиня Тенишева благодаря своей коллекции и частым выставкам мечтала познакомить мир с русским искусством, раскрыть ему величие русских мастеров. Современники называли её «последней патриоткой», намекая, что среди дворян в России чувство любви к родине сильно притупилось. Сама Мария Клавдиевна тоже полагала, что эта проблема – «болезнь» нового поколения. В своих письмах друзьям она делилась переживаниями:
«Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого корня… Больно до слез, обидно…»
Особенно сильно на взгляды Тенишевой повлияли предвоенные и военные годы. Перед Первой мировой войной она вывезла свою коллекцию в Париж. В немалой степени благодаря Тенишевой французскую столицу захлестнула мода на русские мотивы.

Потом, когда разгорелась война, Мария Клавдиевна оказывала помощь фронту, снабжая солдат продовольствием. Современники вспоминали, что её саму нередко можно было увидеть при сборе капусты на поле – Тенишева не боялась грязной работы. Она была крайне огорчена упадком, который был повсеместно в России. Княгиня писала:
«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел… отдал самое дорогое — свою жизнь!»
Увы, сама она оставаться в России в пору Гражданской войны не смогла. Она отправилась через Крым во Францию и теперь, увы, уже навсегда покинула родину. Последние годы Тенишева провела в парижском пригороде, а уже после смерти княгини, скончалась она в 69 лет, была опубликована книга её воспоминаний – «последней патриотки», которая по воле судьбы вынуждена была покинуть родную страну.