Насхорн — боевой «Носорог» Панцервафе

Война

Если вы читали наши предыдущие статьи, где рассказывалось об участии бронетехники вермахта в Европейских кампаниях, то знаете, что германские «панцеры» далеко не всегда могли на равных противостоять танкам противника. Это стало причиной появления идеи самоходной артиллерии, долженствующей поддерживать свои «ролики», уничтожая как бронетехнику, так и узлы обороны врага.

После знакомства с советскими машинами, произошло её качественное совершенствование, и одним из лучших вариантов стала САУ «Насхорн», о которой мы и расскажем в этой статье.

чертеж САУ Носорог

Как свеяли очередного «монстра»

Итак, необходимость создания мощной самоходки способной противостоять качественно более мощной, чем в Европе советской бронетехнике стала очевидна для командования вермахта с первых дней ВОВ. Это и послужило причиной технологических изысканий, в 1942 году определивших появление «боевого носорога».

Могу уверенно констатировать, что сия машина оказалась оптимальным сочетанием боевой целесообразности и технологичности. Так, в качестве рабочего инструмента была выбрана знаменитая «колотушка» «восемь-восемь» не оставлявшая шансов большинству советских танков на протяжении всей войны.

Шасси было представлено комбинацией узлов хорошо освоенных германским танкопромом Pz. III и Pz. IV, при этом САУ имела боевое отделение в корме. Хотя бронирование достаточно просторной надстройки защищало только от пуль и осколков, малый вес обеспечивал высокую мобильность, что в сочетании с высокой скорострельностью определяло весьма высокую эффективность «Насхорна».

Машина имела следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,44 (с орудием)/2,86/2,65 м.
  • Масса — 24,4 т.
  • Бронирование — вертикальное: до 30 мм.
  • Двигатель — 1×HL120TRM, 265 л. с.
  • Скорость — 40 км/ч
  • Запас хода — 260 км.
  • Вооружение — 1×Pak-43, 88 мм; 1×MG-42, 7,92 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего было выпущено 494 машины.

САУ Nashorn
САУ «Nashorn»

По полю танки грохотали…

Характеризуя непосредственное участие САУ в боевых действиях, должен отметить, что производившаяся с февраля 1943 года, она дебютировала на Курской дуге, где благодаря длинноствольному орудию зарекомендовала себя как отличный истребитель танков, способный уничтожать большинство целей на расстоянии до 3 000 метров.

Впрочем, стоит иметь в виду, что в боях на ближней дистанции её эффективность в связи с откровенно слабым бронированием заметно снижалась. Поэтому они нередко работали, выходя на огневую позицию коротким броском, а отстрелявшись, снова уходили в укрытие.

Как результат, в июле 1943 года укомплектованный ими 560-й тяжёлый дивизион не потерял безвозвратно ни одной машины, хотя его использовали в самых «горячих» местах, там, где прорывались советские танки.

Ситуация изменилась только с началом общего отступления вермахта к Днепру, в ходе которого было потеряно 14 машин, некоторые из них пополнили бронетанковые силы РККА в качестве трофеев. С другой стороны по немецким данным за 1943 год они спалили 251 советский танк – даже если цифра по обыкновению завышена, она всё равно впечатляет.

Насарог

Впоследствии «Насхорны» принимали ограниченное участие в боевых действиях на центральном участке Восточного фронта, а также во Франции и Италии. Особенно хорошо они показали себя в Апенинских горах – отсутствие «лишнего веса» в виде тяжёлого бронирования позволяло использовать их практически без ограничений.

Данных по применению этой машины против картонной бронетехники англосаксов у меня нет, но оценивая возможные результаты навскидку, могу с большой долей уверенности предположить, что уничтожение «Шерманов» и «Кромвелей» вряд ли могло представлять для неё большую проблему.

Из насекомого в млекопитающее

В качестве лирического отступления должен поведать вам, что на момент своего появления САУ именовалась «Хорнис» — «Шершень». Идея «перекрестить» её принадлежит лично фюреру, повелевшему именовать её «Носорогом» ещё осенью 1943 года, однако и год спустя в официальных документах всё ещё встречалось прежнее название. Чем это было вызвано истории осталось неизвестным: то ли «Насхорн» звучит внушительнее нежели «Хорнис», то ли Гитлер с истинно немецкой педантичностью возжелал идентифицировать с млекопитающими хищниками всю новейшую германскую технику, но как бы там ни было, путаница продолжается до сих пор.

Насхорн - боевой «Носорог» Панцервафе

Финал войны

Выпуск этих САУ фактически был прекращён в феврале 1945 года, к тому времени в частях Панцерваффе всё ещё оставалась 141 машина. Несмотря на то, что в последние месяцы своего существования вооружённые силы Германии активно уничтожались с воздуха, к 10 апреля в строю всё ещё было 85 «роликов». Поскольку они применялись и на Западном и на Восточном фронте, констатировать, когда был выбит последний из них, не представляется возможным.

Оценивая проект в целом должен отметить весьма удачное сочетание высокотехнологичного шасси с установленным на него мощным дальнобойным орудием, что определяло эту самоходку как весьма опасного противника для любой бронетехники СССР или западных союзников.

В руках грамотных операторов она наносила серьёзный урон врагам Рейха, и лишь их тотальное превосходство в воздухе на заключительном этапе войны стало причиной того, что они далеко не всегда могли реализовать свой потенциал. Тем не менее, приходится констатировать, что, пожалуй, это была одна из лучших САУ конца ВМВ.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.