Нанайцы — что мы знаем об удивительном народе Приамурья

Мир

Дальний Восток славится разнообразием своих малочисленных народностей. К таким этносам относятся и нанайцы, что населяют земли в нижнем течении Амура, правые притоки Уссури и Приморский край. Сегодня в России насчитывается около 11 тысяч нанайцев, что совсем немного, однако все они гордятся своими историей и культурой.

Представители нанайских племён принадлежат к байкальскому антропологическому типу, в котором заметна примесь северного китайского элемента. Исторические перипетии, постоянное взаимодействие с соседними народами сформировало этнос, однако по сей день задаёт немало вопросов историкам о происхождении нанайцев. Что же мы знаем о них? Чем интересно прошлое нанайских племён?

Этноним

Название нанайцев является достаточно простым этнонимом, одним из типичных вариантов именований этноса. Его часть “на” означает “земля”, а “най” — “человек”. Как несложно догадаться, “нанаец” переводится как “человек земли”.

Именно так нанайские племена показывали свою принадлежность к исконным территориям, где проживали их предки. Я хочу отметить, что не так давно по отношению к этому народу использовалось другое название — гольды. Оно нередко встречается в старинных русских и зарубежных источниках.

Дерсу Узала (Дэрчу из рода Оджал) - нанайский охотник и проводник российского исследователя Владимира Арсеньева, и главный герой одноименного кинофильма
Дерсу Узала (Дэрчу из рода Оджал) — нанайский охотник и проводник российского исследователя Владимира Арсеньева, и главный герой одноименного кинофильма

Как появились нанайцы?

Особенности происхождения нанайцев так и остаются загадкой для исследователей, вызывая множество споров. Интересно, что даже генетическое изучение этноса не проливает свет на эти тайны. Историки Л. Шренк, И. Лопатин придерживались мнения, что изначально предки нанайских племён проживали в Маньчжурии, однако были вытеснены (либо сами отправились на поиски новых земель) к долине Уссури и Нижнему Амуру.

Исследователь Л. Штернберг высказывал иное предположение. Согласно его гипотезе, нанайцы стали народностью, появившейся в результате смешения самых разных племён — как автохтонных для Дальнего Востока, так и пришедших из других регионов.

Историк подчеркнул, что уже в эпоху неолита у нижнего Амура появляются общины тунгусов, тюрок, монголов. Кроме того, генетики заметили, что этнический состав различных нанайских родов заметно отличается. К примеру, у рода Бельды имеются айнские корни, а вот ряд других родов имеет родственные связи с китайцами и маньчжурами.

Нанайские дети
Нанайские дети

Нанайцы — древний народ

Но если непосредственно происхождение нанайцев вызывает споры, то явным фактом остаётся одно: этот народ принадлежит к одним из самых древних в регионе. Исследования академика А. П. Окладникова показали, что изучаемые им петроглифы Сикачи-Аляна можно датировать XII тысячелетием до нашей эры.

В ту пору предки современных нанайцев уже активно развивали свою культуру, имели систему материальных и духовных ценностей. Активное развитие разнообразных ремёсел, земледелия и скотоводства дало возможность превратить территории Приамурья в собственную страну.

Древнетунгусское государство Бохай занимало земли у Нижнего Амура и часть Маньчжурии. В X-XIII веке уже потомки бохайцев создают новое царство Айсин-Гурун, которое китайские историки называли Цзинь.

Но к тому моменту у племён появился могущественный соперник — монголы. Противостояние с ними ослабляет государство, после чего существующие в нём этносы распадаются на нанайцев, ульчей, орочей и другие родственные народности.

Шаман гольдов в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США
Шаман гольдов в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США

История нанайцев

Длительные процессы миграции приводили к появлению брошенных поселений. Как писал миссионер Брюйнер, побывавший в бассейне Уссури, всюду “вместо людей он видел везде только мертвую тишину пустыни”. Несмотря на это, в XVII веке начинается постепенное переселение тунгусов, что повлияли на этническое становление нанайцев.

Ссыльный Гурий Васильев писал о землях нанайцев так:

“От Уссури на северо-восток до реки Дондон…по правому берегу и частью по левому довольно находится деревушек, имеющих от 2 до 5 дворов”.
Гольды, проживающие вдоль реки Амур, к северу от Хабаровска / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США
Гольды, проживающие вдоль реки Амур, к северу от Хабаровска / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США

Приамурье приобрело относительную свободу от маньчжуров и русских после подписания Нерчинского договора. Это стало причиной реэмиграции среди населения. Как считают этнографы, достаточно однородный пласт нанайцев сформировался к XIX веку. Кроме того, народ выделил земли своего ареала — они включали оба берега Уссури, низовья Сунгари и большую часть Амура.

Примечательно, что прежде на этих территориях проживали общины тунгусов. Многие из них не были вытеснены, а лишь смешались с пришедшими нанайскими покорителями земель. Немалая часть тунгусских родов вошла в нанайский этнос. Ярким примером тому служит род Самогир. Он принадлежит к нанайскому этносу, однако имеет ярко выраженные черты тунгусского происхождения.

Семья гольдов (нанайцев) в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США
Семья гольдов (нанайцев) в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США

Ассимиляция и возрождение

Прошлый век для нанайцев оказался не менее важным, чем времена становления их народа. Консолидация общин повлияла на колхозно-кооперативное строительство, что активно развивалось в советское время. Стремительный экономический рост дал возможность расширения населённых пунктов, росту городов и появлению новых селений.

Однако на фоне этих положительных преобразований происходили негативные процессы в культурной среде. Вплоть до середины прошлого столетия среди нанайцев наблюдались аккультурация и ассимиляция.

Активная пропаганда русской культур, языка постепенно уничтожала культурное наследие самих нанайцев. К счастью, процесс этот был остановлен, а в наши дни нанайцы стараются сохранить культуру своих предков, создавая музеи и возрождая старинные традиции.

Нанайцы и работники магазина «Кунст и Альберс», около 1900 года
Нанайцы и работники магазина «Кунст и Альберс», около 1900 года

Конечно, процессы ассимиляции, смешанные браки, переезд многих нанайцев в города средней полосы России негативно сказались на этнической ситуации. Тем не менее, народ не потерял своих особенностей и самобытности. Сегодня в Приамурье можно увидеть этнические фестивали и народные гуляния, какие проводились и много веков тому назад.

В наше время нанайцы не только гордятся своей историей, но и стараются узнать как можно больше о своём таинственном прошлом. Это неудивительно, ведь предки нанайского народа оставили нам немало загадок, что пока только предстоит разгадать.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.