Москва — третий Рим — история рождения мифа

Мир

Со школьных учебников и экранов телевизоров мы слышали фразу “Москва — Третий Рим”. Что она в действительности означает? Когда появилась и какое влияние имела на русскую историю? Отвечая на эти вопросы мы с вами попробуем лучше разобраться в истории России.

Суть концепции

С IV века нашей эры начинается упадок Рима — древней столицы одной из самых мощных империй. Внутренние противоречия, политический кризис, нашествия варваров — все это приводит к тому, что сначала империя разделяется на две части, а вскоре Рим и вовсе захватывают варвары.

На место новой столицы Европы начинает претендовать Константинополь. Вскоре этот город становится столицей христианства. В Риме же появляется должность Папы Римского и начинается еще и духовный конфликт: кто важнее Константинопольский Патриарх или Папа Римский? Политические и духовные споры приводят к великой схизме — расколу христианства. Константинополь окончательно начинает считать себя “вторым Римом”.

Римская империя на пике своего могущества
Римская империя на пике своего могущества

Тут следует сделать важное отступление. Люди привыкли мыслить циклически и поэтому с упадком одного сразу же ищут ему замену. Так родилась идея “переноса империи”, что, мол, одна империя погибает, а следующая приходит ей на смену. Наследниками Рима считали себя германцы, болгары, сербы, “древний Рим” стал даже частью фашистского мифа Муссолини. Но в IX-XI столетиях статус “второго Рима” окончательно закрепился за Константинополем.

Вскоре начинается упадок Византии: арабы, славяне, крестоносцы своими нападениями существенно ослабили некогда могущественную державу. В 1453 году турки-османы окончательно захватили столицу Византии. “Второй Рим” пал, на карте появился новый мусульманский город Стамбул.

Кто же теперь будет новым центром восточного, православного христианства? Этот вопрос порождал не только мысли о новых столицах, но и опасения о полном апокалипсисе. Именно так в XV веке монах из Пскова Филофей написал в своем письме, позже ставшем легендарным: “ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”. По версии Филофея, именно Москва должна стать “Третьим Римом”. Что же имел в виду Филофей?

Ж.-Ж. Бенжамен-Констан «Вступление Мехмеда II в Константинополь»
Ж.-Ж. Бенжамен-Констан «Вступление Мехмеда II в Константинополь»

История формирования идеи

Согласно мнению некоторых историков, слова Филофея не следует читать через призму политической истории. Это больше религиозное пророчество-предостережение. А чтобы вы делали, если бы на ваших глазах центр христианства был захвачен представителями другой веры? Скорее всего, бить тревогу и пытаться разобраться в причинах происшедшего.

Причины, согласно Филофею, это моральный упадок и ересь населения. Если бы не это, то и Рим и Константинополь сохранили свой статус. Почему бить тревогу? Потому, что кроме Москвы уже не осталось центров, а значит, в случае упадка столицы Московского царства, другого центра не будет, и восточное христианство исчезнет. А поскольку только своя вера — путь к спасению, значит, потерять последний Рим — путь к потере веры и верный маршрут в ад. Вот такая логика монаха Филофея.

Московское царство к XV веку было одним из крупных на землях бывшей Руси, кроме того, именно тут была резиденция митрополита. Московским князьям идея “Третьего Рима” быстро пришлась по душе, кроме того, в ней они видели еще и политический смысл. В 1472 году князь Иван III взял в жены Софью Палеолог. Она была племянницей последнего византийского императора Константина XI.

Выходит, уже сын Ивана III и Софьи, князь Василий III мог теоретически считаться наследником византийского престола, а если его нет, значит, престол переехал. Так возникает династическое обоснование того, что “Москва — Третий Рим”.

Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при Иване III» / Музей истории и реконструкции города Москвы
Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при Иване III» / Музей истории и реконструкции города Москвы

Материальные атрибуты

Вскоре князья Москвы начинают титуловать себя “царь Руси”. Вместе с династией, у Московского царства появляется еще и новый государственный символ — герб. Это двуглавый орел — бывший символ Византийской империи. Так, страна-наследник забирает символы своего предшественника.

В 1589 году руководствуясь своим статусом Московское царство добивается того, что в столице теперь вместо митрополита находится главное лицо восточного христианства — патриарх. Москва окончательно становится центром православного мира.

Еще один любопытный атрибут, который появился в Москве после появления новой религиозно-политической доктрины. Это Шапка Мономаха. Она стала символом власти и постоянным атрибутом при восхождении на царствование новых правителей. Она появилась в XV веке, поэтому к Владимиру Мономаху, правящему в XII веке, не имеет никакого отношения.

Почему тогда шапка Мономаха? Дело в том, что Владимир Мономах был сыном дочери византийского императора и Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда в Византии правила династия Мономах. Так в честь своего византийского дедушки Владимир и получил свое прозвище. То есть, он первый родственник правителя “второго Рима” на Руси.

Шапка Мономаха в Оружейной палате / © Shakko / commons.wikimedia.org
Шапка Мономаха в Оружейной палате / © Shakko / commons.wikimedia.org

Последствия и влияния на историю России

Доктрина “Москва — Третий Рим” никогда официально не объявлялась основной ни в Московском царстве, ни в Российской империи. Но имела огромное значение для формирования национальных мифов и идеалов. В XV-XVI веках эта идея давала идейное основание для объединения всех земель бывшей Руси под властью московского царя. “Собиратели земель русских” — именно такой титул берут себе правители Москвы с XV столетия.

С церковной реформой Никона идею “Третьего Рима” уносят в леса старообрядцы. Они считают Никона раскольником, антихристом и предателем великой христианской идеи. Так концепция постепенно забывается. Ее возрождение начинается в XIX веке, в период формирования народов и наций.

Василий Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере» / Третьяковская галерея
Василий Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере» / Третьяковская галерея

Еще в начале XIX века появляется “теория официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Вера становится важной частью национальной идентичности в России. При Александр III окончательно формируется доктрина внешней политики, согласно которой Россия — защитник православных славянских народов Балкан от турок.

По сути, это возрождение теории про “Третий Рим”. Именно под лозунгами защиты православных братьев Российская империя в 1914 году вступила в Первую мировую войну.

Как видим, концепция “Москва — Третий Рим” имеет долгую историю. Возникнув как религиозное предостережение, она стала политической доктриной, отыграв большую роль в истории России.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.