Мокша — “мокрые” племена Мордовии

Мир

Современные этнографы считают народ мокша и их соседей, эрзян, двумя группами одного народа — мордвы. Несмотря на это, сами представители этносов не поддерживают эту идею, ведь в их культуре и даже истории немало различий. Мокша имеют с эрзянами ряд общих предков, проживают в непосредственной близости от их земель, но многие ритуалы, духовные особенности народов заметно различаются друг от друга.

Более того, генетические исследования также показали, что это два отдельных народа, которые не стоит рассматривать в едином контексте мордвы. Мокшане бережно хранят память о прошлом, свою богатую историю, о которой и пойдёт речь. Что же значит название народности? Как складывалась судьба мокшанского этноса?

Название мокшан

В бассейне реки Оки широко представлено использование гидронимов с заключительной частью -кша. Это Лакша, Сорокша, Шокша и, конечно, Мокша. Как считают учёные, такие названия рекам и притокам давали далёкие предки мокшан, древние индоевропейские племена.

В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.

Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.

Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Фото сделано во Владимирской губернии, Муромского уезда
Источник: Муромский историко-художественный музей

Происхождение народа мокша

Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.

В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.

Семья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния
Семья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния

Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.

А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований.

Из глубин истории

Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.

В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.

Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.

Гийом де Рубрик в своих работах пишет:

“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”

Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.

Ответом монгольских завоевателей стала осада мокшан в Золотаревском городище. Бой у Золотарёвки был поистине кошмарным. Археологами было найдено огромное количество человеческих костей, части оружия защитников крепости. Без сомнения, мокшане оказывали упорное сопротивление атаковавшим их монголам.

Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»
Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»

Мокша и русские

В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.

Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.

Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.

Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год Источник: Кунсткамера
Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера

Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.

Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Олег

    Елизавета Аркадьевна, скорее всего, одета в эрзянский женский костюм, так как деталь костюма очень похожа на пулагай-назадник. Плюс — у мокшанок сюльгамо другой формы.

    Кша — это измененное окончание «коса», то есть «где». Обычное уточнение в «мордовской топонимике». По моей версии Мокша — это словосочетание моце коса — где сила.