Главная реликвия Османской империи

Этот меч главный предмет и реликвия династии дома Османов и всей империи. Непременный атрибут и символ воцарения нового султана. Ему более 600 лет, и он неизменно передавался как символ власти от одного правящего потомка османского рода к другому, вплоть до завершения истории Османской Империи.

Но и по сегодняшний день меч является национальной святыней и культурным достоянием турецкого народа. Он служит напоминанием о величии сельджуков, перед которым вынуждены были смириться Европа и Азия. Сейчас Меч Османа находится в музее Топкапы.

История появления меча и его символизм

Впервые меч упоминается в «Снах Османа» Ашикпашазаде, легендарной истории любви Османа и откровений о величии его самого и потомков, связанных со знаменитым праведником того времени Шейхом Эде Бали. Истолковав сны Османа как волю Всевышнего произвести из его рода великую династию, которая насадит ислам по всей земле и покорит Константинополь, праведный шейх отдает, наконец, ему свою дочь в жены.

После долгой борьбы за её руку и сердце Осман так же получает меч, которым опоясывает его Эде Бали и этим благословляет на «священную войну за веру». Меч становится символом вождя борцов за веру с неверными — Гази. С того времени Осман величается как Осман Гази.

Паоло Веронезе «Султан Осман I»
Паоло Веронезе «Султан Осман I»

История эта записана намного позже смерти Османа и во многом «подогнана» под политические амбиции захватившего Константинополь султана Мехмеда II. Однако меч, фигурирующей в нем, Шейх Эде Бали, опоясывающий Османа мечем и даже свадьба на дочери шейха, вполне подверженные исторические события.

Сам меч представляет собой прямой, обоюдоострый, широкий клинок, длиной около 70 см, богато украшенный золотой чеканкой, с изогнутой по восточной традиции рукоятью из золота с драгоценными камнями. Скорее всего это дамасская сталь, так как лучшее оружие на востоке для знатных шейхов делали именно в этом древнем сирийском городе. Ножны также обильно украшены изящными золотыми узорами в восточном исполнении.

Церемония вхождения на трон очередного султана

Эта церемония самая пышная и максимально отрепетированная часть интронизации нового султана — приемника умершего. Ей предшествовала непосредственно восхождение на трон (джулюс), где султана признавали как верховного правителя представители трех партий власти — улемов (высшего духовенства), войск и чиновников.

Потом следовала реализация закона Фатиха, который турецкие историки старательно обходят стороной, но из «песни слова не выкинешь». Нередко только взойдя на трон султан отдавал распоряжение своим ближайшим соратникам умертвить всех возможных претендентов на трон – своих родных по отцу братьев. Подробные переводы документальных источников об этом законе датируемые 1620 и 1650 годами, под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» были опубликованы впервые в 1961 «Памятниках литературы народов Востока».

Убийства совершались во имя «общего блага», естественно, во избежание возможной борьбы за трон. Так как по законам Османского султаната, а позднее империи, султаном мог стать любой сын, рождённый от жены или наложницы и зачастую на должность он «избирался» именно этими тремя партиями власти. Так было вплоть до 19 века, после которого право наследования стало передаваться старшему сыну.

Затем происходили похороны умершего султана. Далее новый султан выплачивал «премиальные» элите своих войск – янычарам (джюлюс бахфифи). Это была бязательная процедура, без которой восшествие на трон вполне могло быть «аннулировано» взбунтовавшейся гвардией.

Только после того когда все были «умаслены» происходил процесс опоясывания мечем. Причем восшествие на трон могло произойти где угодно, так как трон «ходил» всегда за действующим султаном. Опоясывание же проходило обязательно, после взятия Константинополя (теперь уже Стамбула), в Эйюп, вблизи столицы.

Меч Османа
Меч Османа

Церемония опоясывания мечем

Долгое время это была закрытая церемония, куда не допускали не мусульман, однако перед концом Османской Империи состоялась даже киносъемка всего этого величественного процесса. Весь процесс продуман как символическое утверждение права на власть султана на земле и признание его на Небесах.

  • К месту начала церемонии (Эюп – находилось за стенами Константинополя) султан всегда прибывал по воде, на богато украшенном, небольшом судне. Этим подчеркивалось то, что султан обладает властью на море.
  • С пристани он на коне – военном символе война-кочевника отправлялся к Мечети Эйюп Султан, где по приданию был похоронен один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, знаменосец Абу Айюб аль-Ансари, погибший во время неудачного штурма арабами Константинополя в 7 веке. Этим действием символизировалось сразу и духовное родство султана со всеми мусульманами и исполнение замысла пророка – захват Константинополя.
  • В мечети султан совершал молитву с просьбой помочь ему управлять империей и заручался поддержкой Неба. Он выходил из мечети, меч же торжественно доставлялся к старому платану возле неё, где и происходила церемония опоясывания.
Султан Абдул-Хамид II на лодке прибывает в Эйюп.
Султан Абдул-Хамид II на лодке прибывает в Эйюп.

Изначально мечом султана опоясывали потомки шейха Эде Бали, позже это были другие знатные люди, но в любом случае имевшие отношение к духовному званию (шейх аль-исламом или накиб аль-ашрафом). Этим символизировалось слияние рода султана с родом праведника (хотя по факту это и не так).

Сам же меч становился для султана, во-первых, его клятвой вести борьбу с неверными за веру, а уже во-вторых символом его военной власти над своим войском и всей Империей. Иногда султанов опоясывали двумя мечами. По суннитскому преданию у них находится меч самого пророка Мухаммеда, хотя шииты считают, что этот меч утерян.

Посетив могилы праведников и великих людей, находящиеся на кладбище при мечети, султан въезжал в город на коне через ворота Эдирне.

Церемония «процессия меча» перед опоясыванием Мехмеда V.
Церемония «процессия меча» перед опоясыванием Мехмеда V.

Глубоко символичным и по сей день остается то, что главным атрибутом интронизации Османских монархов был меч. И не просто меч как символ военной власти. А меч как инструмент ведения войны, именно войны с неверными. Меч, соединяющий в себе идею всеобщей власти ислама и непримиримой вражды к неверным. Именно это двигало Османскую Империю на завоевание новых территорий, что и вошло в традицию преемственности власти у лидеров народов населявших это государство на протяжении многих столетий.

Литература

  1. С. Ф. Орешков «Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура».
  2. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», Талкиди Сеиф
  3. Булат Ногманов «Как закалялась турецкая сталь». Ресурс «Реальное время».
Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.