КВ-2 — первый Советский танк с шестидюймовкой

Война

В одной из прошлых статей мы рассказали о танке КВ-1, весьма успешно дебютировавшем на Карельском перешейке в декабре 39-го. Однако он не был лишён недостатков – одним из них оказалось недостаточно эффективное орудие, которое было решено заменить более мощным стволом. О созданном буквально в течение нескольких недель танке КВ-2 мы расскажем в этой статье.

Разработка

Итак, необходимость в «броне» способной работать прямой наводкой по финским ДОТам стала причиной интенсивных конструкторских работ, воплотившихся в проект танка с огромной башней, в которой устанавливалась 152-миллиметровая «колотушка» М-10Т. Замечу, что поскольку и первая и вторая модель «Ворошилова» появились практически одновременно, «второй» не воспринимался как какая-то спецмашина; танки нередко классифицировали просто как КВ с большой или малой башней.

Предсерийный танк КВ-2 (от серийного отличается формой башни и маской орудия). У серийных КВ-2 башня имела закругленные борта и другой размер.
Предсерийный танк КВ-2 (от серийного отличается формой башни и маской орудия). У серийных КВ-2 башня имела закругленные борта и другой размер.

Что касается этой детали конструкции, которая является отличительным признаком «Клима-2», то изначально рассматривались два варианта оной: для установки на танк был принят вариант МТ-2, на испытаниях продемонстрировавший меньшую, по сравнению с МТ-1, уязвимость.

Помещавшийся в ней монструозный инструмент хоть и крушил всё от брони до бетона, не был лишён ряда недостатков, негативно сказывавшихся на боеспособности машины: так общий вес арт-установки затруднял вращение башни, когда «коробочка» имела крен или дифферент это было попросту невозможно – не хватало мощности электромотора. К тому же сильная отдача губительно отражалась на всех без исключения агрегатах танка, что исключало возможность стрельбы на ходу. Впрочем, во времена ВМВ, когда танкисты стреляли с «коротких» остановок это не было критичным недостатком.

Трофейный советский танк КВ-2 едет по Праге для демонстрации на выставке «Советский Рай»
Трофейный советский танк КВ-2 едет по Праге для демонстрации на выставке «Советский Рай»

Компоновка

Она была такой же, как и у «Клима-1», отличаясь только конструкцией башни и наличием в боевом отделении рабочего места для второго заряжающего, необходимого при работе с крупнокалиберным орудием, имевшим раздельное заряжение. Расположение люков также соответствовало имевшемуся у прототипа, однако кроме них в задней части башни была предусмотрена небольшая дверь для погрузки БК, которой можно было воспользоваться при необходимости экстренной эвакуации экипажа.

Хочу обратить ваше внимание на то, что впоследствии, дабы снизить вес машины, который и так зашкалил за полсотни тонн, была разработана «пониженная» башня – в этом варианте была предусмотрена возможность установки турельного пулемёта, чего не было на базовом варианте «второго Клима».

КВ-2 имел следующие ТТХ:

  • Габариты: 6,95/3,32/3,25 м.
  • Масса: 52-54 (в зависимости от типа башни) т.
  • Бронирование: наклонное: 60-75; вертикальное: 75; горизонтальное: 30-40 мм.
  • Двигатель: 1×В-2-К, 600 л. с.
  • Скорость: 34-32 км/ч
  • Запас хода: 220 км.
  • Вооружение: 1×М-10 – 152 мм; до четырёх ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж: 6 человек.

Всего до 1941 года КЗ выпустил 334 экземпляра.

Танк КВ-2 / © Wai Vincent
Танк КВ-2 / © Wai Vincent

Основные модификации

Как вы понимаете, КВ-2 был разработан, прежде всего, для прорыва «линий», которые в 30-40-е годы рассекали европейский континент практически по всем его основным меридианам. Однако для уничтожения бронетехники тех лет 6-дюймовый ствол был избыточно мощным, это стало причиной работ имевших своей целью «понизить калибр» танка, на который предполагалось установить 4-дюймовое орудие ЗиС-6, тем самым оптимизировав его весовые характеристики.

Работы по созданию этой модели были завершены к маю 41-го, однако эвакуация начала войны заставила отдать предпочтение уже освоенным промышленностью машинам, тем не менее, всё равно остаётся неясным, что помешало развернуть производство КВ-3 после того, как эвакуированные заводы освоились на новых местах.

КВ-3
КВ-3

Боевое применение

Как уже отмечалось выше, дебют КВ-2 состоялся во время Финской кампании, когда предсерийные «коробочки» были задействованы при прорыве обороны противника в районе Суммы. Неуязвимые для огня вражеских «антитанков» машины прямой наводкой крошили фортификационные сооружения финнов, прокладывая дорогу пехоте и более подвижной бронетехнике. Собственно, именно успехи конца той «незнаменитой» кампании стали причиной того, что тяжеловооружённый танк был принят на вооружение.

А вот результаты на полях сражений ВОВ были намного скромнее: «коробочки», которые не были уничтожены с воздуха в первые же часы гитлеровского вторжения, вскоре остались без горючего и БК, это и стало причиной потери большинства из них в приграничных боях. Свою лепту в «великий танковый погром 41-го года» внесли и ненадёжность перегруженной конструкции, и низкая квалификация экипажей, которые в большинстве своём лишь недавно пересели на новые машины с «двадцать шестых». Как результат, последнее боевое применение тяжеловооружённого КВ РККА датируется осенью первого года войны.

Тяжелый танк КВ-2 подбитый в 1941 году во время преодоления ручья Майданский, Львовская область, Украина, СССР
Тяжелый танк КВ-2 подбитый в 1941 году во время преодоления ручья Майданский, Львовская область, Украина, СССР

Зарубежные операторы

В качестве таковых следует назвать Панцерваффе, в состав которых летом 41-го попали десятки этих машин; поскольку их повреждения, как правило, были незначительны, ничто не мешало использовать их против хозяев. Если, конечно, не считать сложности управления, что вкупе с дефицитом или полным отсутствием запчастей приводило к окончательному выходу трофейных КВ-2 из строя. Последний известный случай применения этих «коробочек» немцами датируется началом 42-го года.

Оценка проекта

С одной стороны танк имел беспрецедентно высокую огневую мощь и защищённость, с другой стороны не самую высокую технологичность. Тем не менее, наличие развитой рембазы позволяло вполне успешно эксплуатировать машину, что и продемонстрировала ещё Финская кампания. Таким образом, фиаско КВ-2 летом 1941 года было обусловлено исключительно общим неудачным началом ВОВ, лишившим их возможности продемонстрировать свой потенциал, который заслуживает достаточно высокой оценки.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.