В наших предыдущих статьях мы рассказали о танке КВ, который помимо достоинств имел и некоторые недостатки – так, он отличался громоздкостью и не самой высокой скоростью движения. Стремление изжить оные, и стало причиной появления модификации КВ-1с – «скоростной», о которой мы и расскажем в этой статье.
Разработка КВ-1с
К осени 41-го первый шок у немцев, столкнувшихся с новейшей советской бронетехникой, прошёл, тем более что они получили определённый опыт борьбы с ней. Так, нередко тяжёлые КВ из-за своей недостаточной подвижности становились жертвами огня тяжёлых орудий или атак пикировщиков. Кроме того, немало нареканий вызывала и обычная их эксплуатация, например, из-за своего большого веса танк получил нелестное прозвание «разрушитель мостов». При этом «Ворошилов» с полным правом мог именоваться и «разрушителем дорог», ибо месил любое покрытие оных в кашу, поэтому его всегда старались ставить в хвосте колонн.

Для решения проблемы КБ ЧТЗ было поручено оптимизировать весовые и ходовые характеристики танка, что и было сделано к июлю 42-го, когда модернизированная «коробочка» была запущена в производство.
ЧТЗ — Челябинский тракторный завод был известен в народе как «Танкоград». Основан в январе 1933 года. В 1940 начали осваивать производство для военной сферы, в частности танки КВ, а 31 декабря был принят первый челябинский танк.
КВ-1с получил менее крупный корпус, более эргономичную башню, были модернизированы органы управления, в частности его оснастили новой более удобной и живучей коробкой передач. Замечу, что танк «похудел» главным образом за счёт ослабления брони там, где её толщина была сочтена избыточной.
Компоновка КВ-1с
Прежде всего, хочу отметить, что она мало изменилась по сравнению с КВ-1, о котором мы рассказывали ранее, поэтому пусть вас не введут в заблуждение округлившиеся формы модернизированного варианта: все изменения коснулись в основном толщины бронирования, а также конфигурации башни получившей плавные обводы и командирскую башенку. Была облегчена и ХЧ, снабжённая более компактными опорными катками и суженными до 608 мм гусеницами, кроме того, в конструкции машины широко использовались лёгкие сплавы.

В результате всех этих мер вес танка снизился на пять тонн, а скорость возросла на 9 км/ч – хотя сие и не решило всех связанных с его эксплуатацией проблем, однако позволило несколько нивелировать остроту оных. К сожалению, потерпели крах попытки оснастить «Ворошилова» более мощным орудием – главным образом потому, что из-за этого резко возрастал вес машины, нивелируя все усилия по его снижению.
КВ-1с имел следующие ТТХ:
- Габариты — 6,9/3,25/2,64 м.
- Масса — 42,5 т.
- Бронирование — наклонное: 40-75; вертикальное: 60; горизонтальное: 30 мм.
- Двигатель — 1×В-2-К, 600 л. с.
- Скорость — 43 км/ч.
- Запас хода — 185 км.
- Вооружение — 1×ЗИС-5/Ф-34 – 76 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 5 человек.
Всего до 1942 года ЧТЗ построил 1120 единиц.
Основные модификации
В общей сложности на базе КВ-1с было создано пять модификаций:
- КВ-1С-152 – оснащался 6-дюймовой гаубицей, поскольку вариант САУ-152 был признан более перспективным и в плане разрушения фортификационных сооружений и в плане уничтожения бронетехники противника, от танка решили отказаться.
- КВ-85 – оснащался башней a-la ИС-1 с 85-миллиметровым орудием; из состава экипажа исключили стрелка-радиста.
- КВ-85Г – вариант с орудием С-31 того же калибра – был отклонён в пользу предыдущего варианта.
- КВ-100 – с 4-дюймовым стволом С-34. Не был принят на вооружение из-за отвратной эргономики боевого отделения, что было обусловлено большими габаритами казённой части орудия.
- КВ-122 – оснащался башней a-la ИС-2 со 122-миллиметровым стволом – предпочтение было отдано лучше защищённому и более подвижному «Сталину».
Таким образом, должен сделать вывод о том, что топорно «срубленный» КВ, несмотря на довольно мощные двигатель и шасси имел совсем невеликий ресурс модернизации, что и стало приговором этой машине.
Боевое применение
КВ-1с дебютировал тяжёлым летом 1942 года на Сталинградском направлении, где его использовали в качестве основного инструмента при прорыве обороны и отражении атак Панцерваффе. Впоследствии он достаточно широко и успешно использовался на южном участке фронта; в последний раз эти танки массированно применялись на Курской дуге.
Появление у противника таких «роликов» как Pz. VI в одночасье перевело все танки КВ в разряд устаревших; возможно, если бы удалось их своевременно перевооружить более мощным орудием то их фронтовая судьба сложилась бы по другому, однако в итоге предпочтение было отдано более совершенным ИСам и до конца ВОВ в строевых частях сохранились лишь отдельные экземпляры скоростных «Ворошиловых».
Зарубежные операторы
Известно, что вермахт захватил два танка имевшие незначительные повреждения, они были доставлены на знаменитый полигон в Куммерсдорфе, где подверглись разного рода тестам. Впоследствии эти «коробочки» нигде не «всплывали» из чего могу заключить, что КВ-1с не служил в иностранных армиях.
Оценка проекта КВ-1с
Создание данного танка имело своей целью ликвидировать лишний вес и повысить ходовые характеристики базового варианта КВ, поскольку это во многом удалось, должен констатировать некоторый успех проекта.
Вместе с тем достигнутые результаты оказались явно недостаточными для того, чтобы переломить ситуацию с этой машиной в целом, что и стало причиной её «отставки». Также вынужден заметить, что споры о том насколько это было оправдано, и была ли возможна иная судьба линейки КВ, не утихают и по сей день.