Кто такие старообрядцы? И что с ними сталось

Мир

Современное христианство имеет множество течений и направлений: от древневосточных церквей (например, эфиопская) до протестантских направлений, которые начали возникать с 16 столетия. В истории России также имеется необычный вариант христианства, который в литературе часто называют «старым обрядом». Кто же такие старообрядцы?

Раскол в Русском православии

В 1640-е годы в Москве по инициативе самого царя Алексея Михайловича его личный священник Стефан Вонифатьев создает Кружок ревнителей благочестия. Туда входили также несколько священников, протопоп Аввакум, настоятель Казанского Собора Иван Неронов и архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх Руси Никон. Спустя неполные 10 лет Аввакум и его последователи не примут идеи реформ православия и создадут основу для появления в России тех, кого назовут «староверы». Но обо всем по порядку.

В начале XVII века, после окончания Смуты, в России многие церковные деятели и лично царь понимали, что православие Московского княжества отличается от греческого образца. В 1439 году, когда Константинополь поддержал идею Флорентийской унии (объединения с католической церковью), Москва выступила против, из-за чего стали формироваться обстоятельства для появления собственной, поместной церкви. В 1589 появился и вовсе свой Патриарх.

Алексей Кившенко «Патриарх Никон пересматривает богослужебные книги»
Алексей Кившенко «Патриарх Никон пересматривает богослужебные книги»

Но многие священники отмечали, что «молится русский люд неправильно», а значит – дальше от Бога. В книгах также были найдены многие стилистические и схоластические ошибки, грубые неточности перевода. В Москве начали создавать группу переводчиков, которые занимались создание новых, более качественных переводов с греческого и латыни.

Взгляды Никона очень удачно и лаконично охарактеризовал историк 19 столетия Николай Костомаров:

«Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».

Историк Зеньковский также акцентирует внимание на том, что лично царь поддержал идею реформ. За годы Смуты многие увидели, что свободная церковь может негативно отразиться на государственности. По сути, Алексей Михайлович, поддерживая реформу, организовывал в Московском царстве секуляризацию: можно было взять церковь и ее имущество под государственный контроль.

Историк Николай Каптерев считает, что еще одной причиной необходимости реформы было присоединение земель Речи Посполитой (Левобережной Украины и части Белоруссии). Киевский православный митрополит находился под непосредственной властью Константинопольского патриарха и там церковные книги давно привели в порядок, кроме того обряды были полностью «греческими».

Невозможно было, чтобы православное население Московского царства по-разному молилась и читала разные книги. А поскольку у власти находились те, кто симпатизировал греческим обрядам, их взяли за образец реформ, а те в свою очередь стали причиной раскола в православии.

Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири» / Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири» / Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Отличительные черты старообрядцев

В 1650-1680-х в Москве проходило несколько церковных соборов, которые утвердили реформы Русской православной церкви. Главные инициаторы: патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Противников реформ стали называть «староверами» или «старообрядцами». Они разошлись по следующим ключевым положениям:

  1. Старообрядцы хотели креститься «двумя перстами» (двумя пальцами), а согласно реформе Никона теперь нужно было делать это тремя пальцами.
  2. «Аллилуйя» нужно было произносить теперь трижды, а не дважды (в честь Святой Троицы).
  3. Непринятие новых книг. Использование новых слов и написаний, по мнению староверов, отдаляло верующих от истины, поэтому они не признали новые переводы Библии и другой церковной литературы.
  4. Крестных ход теперь нужно было проводить против солнца, а не наоборот.

История староверов

Сразу же на староверов обрушилось церковное проклятие: их отлучили от церкви. Аввакума несколько раз арестовывали, а его сторонникам Лазарю и Епифанию вырезали язык. В 1682 году и самого Аввакума казнили. В 1681 году старообрядцы пытались организовать восстание, а в 1682 участвовали в стрелецком бунте.

Сильные гонения на староверов приводили к тому, что они расселялись по окраине царства. Первым центром старообрядцев стал город Старобуд (ныне Брянская область), тогда находившийся под юрисдикцией казацкого гетмана Левобережья. Другая часть отправилась в Речь Посполитую, где получила в собственность островок Ветка на реке Сож.

Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века
Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века

Уже в конце XVII века старовером разрешили жить на востоке от Москвы, в местности Гуслицы. Другая часть старообрядцев отправляется жить за Урал или на южные границы царства (например, на Слобожанщину). Петр I смягчает запреты и наказания для староверов, но вводит для них двойной налог. Теперь их наказывают не за веру, а за неуплату налогов. В 1800 году в Российской империи приняли «пункты о единоверии»: формально староверам разрешали их обряды, но «юридически» вернули их под протекцию канонической православной церкви.

Сегодня общины староверов существуют во многих странах: от Австралии и Бразилии, Мексики и США до Украины, Болгарии, Румынии и Сербии. Оно имеет множество течений и направлений («согласий»). Их рассеянность по миру – результат отношения к ним в русском государстве. В 2000 году Русская православная церковь за границей издает обращение к староверам: «Простите, братья и сёстры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью».

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.