Кто такие камикадзе и эффективны ли они?

Мир

Японцы странные люди… Кухня у них своеобразная, манера одеваться тоже, но больше всего европейцев и, чего уж греха таить, некоторых других азиатов, в этом народе удивляет его отношение к жизни и смерти. То, что в нашем сознании считается высшей ценностью, для них не особо значимо, они с легкостью готовы отдать свою жизнь за благополучие своего народа и победу над противником. Именно эта философия и привела к возникновению такого феномена, как «камикадзе». Стоит ли говорить, что некоторые факты об этих летчиках-самоубийцах несколько приукрашены массовой культурой, в первую очередь, европейской и американской!

Кто такие камикадзе и как они появились

Слово это в буквальном переводе на русский означает «божественный ветер», а смысл его уходит корнями в глубокое прошлое. В 1274 году монголы предприняли попытку захватить Японию. Армия Страны восходящего солнца была слабенькая, и противопоставить захватчикам особо ничего не могла. Но в тот момент, когда враги пытались добраться до японских берегов, налетел тайфун, и большая часть монгольских судов пошла ко дну. Японцы решили, что это ни что иное, как помощь свыше, и сделали слово «камикадзе» сакральным. Интересно, что в 1281 году история повторилась – «божественный ветер» снова отправил на дно флот хана Хубилая, вера наших восточных соседей во всевышний промысел усилилась.

Японские летчики-камикадзе готовятся к вылету
Японские летчики-камикадзе готовятся к вылету

Однако, в XVIII веке воинов-самоубийц в Японии камикадзе еще не называли, в привычном нам понимании этот термин появился только в годы Второй мировой, когда стала очевидной отсталость японской авиации по сравнению с американской:

  • самолеты ненадежные и очень дорогие;
  • оружие не эффективное;
  • обучение летчиков длительное и дорогое;
  • с топливом большие проблемы.

Японские власти подумали, и пустили в массы пропаганду «смерти во имя родины», придумав схему уничтожения вражеских кораблей с помощью «одноразовых» самолетов с огромным бомбовым запасом, идущих на таран.

Нужно сказать, эффективность камикадзе была не особо высокой с технической точки зрения, но на американцев они наводили настоящий ужас, подрывая их моральный дух.

Японские летчики-камикадзе
Японские летчики-камикадзе

Подготовка камикадзе: первый и последний боевой вылет

Молодых людей в Японии, желавших геройски отдать жизнь за родину, были многие тысячи, потому власти особо не заморачивались с поиском кандидатов на роль камикадзе, а просто отправляли приглашения потенциальным летчикам-самоубийцам. Требований к ним было много, но одно из главных – нет жены и детей. Впрочем, японцы эту преграду устраняли радикально и сердито – жены будущих камикадзе убивали детей, а потом совершали суицид, ограничения сняты! Жестоко, но факт – зафиксировано более 10 таких случаев.

После утверждения на «должность» шла короткая подготовка, в которую входило:

  • краткое обучение управления самолетом (самые основы – взлететь, добраться до цели, самоустраниться);
  • психологическая обработка;
  • диверсионная подготовка с рукопашным боем на случай, если камикадзе окажется на вражеской территории.

Последнее, впрочем, никогда и никому не пригождалось – возвращаться камикадзе имели право, например, в случае нелетной погоды или неисправности самолета (если проще, то при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению поставленной задачи), а если все проходило гладко, то выжить шансов не было никаких, так как при ударе во вражеское судно взрывались увеличенные топливные баки самолета вместе с парой-тройкой тонн бомбовой нагрузки. Шансов никаких!

Авианосец USS Bunker Hill был сбит двумя камикадзе 11 мая 1945 года, в результате чего 389 человек погибли или пропали без вести и 264 получили ранения
Авианосец USS Bunker Hill был сбит двумя камикадзе 11 мая 1945 года, в результате чего 389 человек погибли или пропали без вести и 264 получили ранения

Эффективно ли?

Летчиками камикадзе были никакими, так как действующих пилотов на эту роль старались не принимать из-за нехватки настоящих профессионалов в рядах японских ВВС. В дело шли юнцы, научившиеся взлетать и пилотировать самолет по прямой. Если дело вдруг доходило до воздушного боя на подлете к цели, то даже наличие пулемета на борту не спасало их от падения в море, и до судна, которое нужно было атаковать, добиралось, в лучшем случае, около 50% камикадзе.

Тем не менее, за годы Второй Мировой они умудрились затопить несколько десятков американских боевых кораблей, и серьезно повредить 288 (по утверждениям самих американцев), и это достижение, так как развороченное судно хоть и оставалось на плаву, но на пару месяцев выбывало из строя.

Самолет-снаряд летчиков-камикадзе Йокосука «Ока» тип 11, апрель 1945 года, Окинава, Япония / waralbum.ru
Самолет-снаряд летчиков-камикадзе Йокосука «Ока» тип 11, апрель 1945 года, Окинава, Япония / waralbum.ru

Теперь о… выживших камикадзе. Такие действительно были, но абсолютное их большинство попросту не долетало до цели, и возвращалось назад из-за форс-мажора. Один и вовсе вылетал три раза, но так и не выполнил боевую задачу сначала из-за поломки, а потом из-за ураганного ветра. Этот товарищ дожил до преклонных лет, став одним из немногих ветеранов-камикадзе! По итогу Второй Мировой войны погибло 3800 пилотов-камикадзе, забрав с собой около 7000 противников.

Интересно еще и то, что «должность» камикадзе в японской армии существует до сих пор, но, разумеется, реальных смертников-летчиков нет и быть не может, так как в нынешней Стране восходящего солнца:

немного, но изменилось отношение к жизни и смерти, возникло что-то вроде гуманизма;
у Японии нет таких потенциальных противников, война с которыми могла бы вынудить власти вернуть камикадзе в строй.
Жестоко, дико, страшно… Но нужно понимать, что это часть мировой истории и культурного наследия Японии!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.