Кто и когда придумал ипотеку?

Так уж сложилось, что в нашем современном мире ипотека у некоторых людей четко ассоциируется с рабством. Посудите сами – гражданин оформляет в банке кредит, получает в собственность (не совсем в собственность, а под залог) квартиру, дом или какое-то там еще недвижимое имущество, а потом на протяжении многих лет, иногда даже десятилетий, погашает долги. Не рабство ли? Смотря с какой стороны посмотреть. Иногда да, действительно напоминает… Но что если те законодатели, которые некогда эту самую ипотеку придумали, за счет нее, напротив, хотели избавить людей от перспективы стать рабами за неисполнение долговых обязательств? Так и было, правда, в несколько своеобразной, непонятной современному человеку форме.

Что считать ипотекой?

Не будем откладывать дело в долгий ящик, скажем сразу, что ипотеку придумали в Древней Греции в VI веке до нашей эры, кроме того, некоторое ее подобие было у древних египтян, правда, об этом информации до нас почти никакой не дошло, так что египетские ипотеки можем игнорировать.

Итак, в наше время под ипотекой подразумевается крупный кредит на длительный срок, при котором человек получает в условную собственность жилье, находящееся в залоге у банка. Если кредит не выплачивается, то кредитор, пользуясь своим законным правом, жилье это может изъять.

В понимании древних людей ипотека не была как таковым целенаправленно взятым займом у ростовщика. Под это определение больше подходил уже существующий займ, который в силу разных обстоятельств человек не мог погасить. Чтобы не стать рабом, ему нужно было хотя бы частично рассчитаться со своими обязательствами, и он, после «оформления» своего займа, передавал кредитору в залог уже имеющееся у него имущество, то есть землю или дом. Согласитесь, с современной ипотекой разница довольно большая!

Кто и когда придумал ипотеку?

Проблема долгового рабства в Греции

Некогда любой древний грек, не отличавшийся благосостоянием, рисковал загреметь в рабство, хорошо если не пожизненное. Дело в том, что эллинское общество было ну очень уж выражено разделено на классы, пропасть между бедными и богатыми существовала поистине непреодолимая, не то что сейчас. Причем в Греции среди методов обогащения местных «олигархов» не на последнем месте стояла ростовщическая деятельность. Это сейчас для того, чтобы открыть банк или какую-нибудь МФО, нужно получить кучу лицензий и разрешений. Тогда же было достаточно просто иметь большую сумму денег.

В соответствии с законами того жестокого общества, человек, который не мог в срок расплатиться со своими обязательствами, мог в любой момент стать рабом своего кредитора, достаточно тому было просто заявить о своем законном праве. А если человек не отказывался платить, но имел возможность погасить свои обязательства только имуществом, например, землей или домом? Теоретически возможно, но кредитору было выгоднее получить раба, нежели очередной участок, скорее всего, в не самом приглядном состоянии.

В результате этого количество рабов в Древней Греции быстро росло, и к какому-то моменту начало вызывать опасения даже у местных властей. Конечно, некоторая численность рабов в здоровом античном обществе должна быть, бесспорно, но не с перманентным риском отправиться в это «состояние» для всех граждан, кроме того, не в таких масштабах.

Солон: спаситель потенциальных рабов

Солон – древнегреческий политический деятель, философ, признанный мудрец, законотворец. Он настолько сильно обеспокоился проблемой рабства, что даже начал писать стихи на эту тему. Но стихами-то делу не поможешь, это понятно, поэтому ближе к концу жизни законотворец перешел к решительным действиям – он «протолкнул» проект, согласно которому любой греческий должник имел право заложить свое недвижимое имущество в счет погашения долга, и если вдруг по каким-то причинам не сумел справиться со своими обязательствами, то терял не свободу, а имущество.

Важно понимать, что это не было обязательным условием, но при необходимости любой должник мог оставить свою недвижимость в залог к уже имеющимся обязательствам.

Мерри-Жозеф Блондель «Портрет афинского поэта и законодателя Солона» / Художественный музей Пикардии, Франция
Мерри-Жозеф Блондель «Портрет афинского поэта и законодателя Солона» / Художественный музей Пикардии, Франция

В результате этого в греческих полисах начало сокращаться количество долговых рабов и стремительно увеличиваться численность безземельных и бездомных людей. Ну а что, если кредитор не может получить от должника ни деньги, ни его бесплатный труд, то пусть хоть земельный участок пользу принесет. На самом деле, недвижимость в Древней Греции не ценилась так высоко, как ценится сейчас у нас, поэтому для кредиторов это не самое выгодное решение, но против закона не попрешь…

Что касается названия, то словом «ипотека» в Греции величали столбики с табличками, которые должники, отправив в залог землю, устанавливали на своих участках. Причем изначально «ипотекой» эллины называли исключительно те долги, залогом в которых являлась недвижимость, а уже потом, через несколько десятилетий после Солона, так стали именовать любые залоговые обязательства.

 

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.