Крещения Польши и Руси — что общего и в чем отличие?

Мир

В IX-XI столетиях происходит христианизация народов восточной и центральной Европы. Именно тогда принимает христианство князь Руси Владимир Великий. Это состоялось в 988 году. За 22 года до этого, в 966, князь нового Польского княжества также принял христианство. Что заставило князей принять христианство, а главное – что оно дало двум государствам? Попробуем сравнить крещение Польши и Руси.

Причины и цели крещения

Долгое время причиной крещения Польши называли наступления немцев, ведь, чтобы обезопасить себя от них, Мешко должен был вступить в «семью христианских народов». Во второй половине XX века такие ведущие польские историки как Генрих Ловмянский и Герард Лябуда доказали, что немецкий фактор не был самым главным при принятии христианства.

Главной причиной были ныне забытые племена Велетов. Они находились на северо-западе от польских полян, и часто нападали на молодое государство Мешко I. В одной из битв они убили его брата.

Польский князь Мешко I
Польский князь Мешко I

В союзе с ними состояли чехи, из-за чего Мешко нужно было воевать на два фронта. Так возникла идея союза с чехами против Велетов. А в то время лучшим способом заключить союз был брак. Так и состоялось бракосочетание Мешко и Дубравки. Позже она, как христианская княжна, доказала Мешко преимущества христианства перед язычеством:

  1. Легче управлять государством. Церковь помогает создать централизованную управленческую структуру, а наличие лишь одного Бога сводит к минимуму недопонимание между племенами. Кроме того, в христианстве князь – это наместник Бога, любой бунт против него может вызвать божью кару.
  2. Статус в глазах соседей. Для торговых, политических и военных связей нужно было стать частью христианского мира. Языческие страны никогда не трактовались как равные. И Мешко, и Владимир это прекрасно видели. Что заключать союзы с помощью «брачной дипломатии», должна быть одна вера.
  3. Возможность получить хороших советников и умелых мастеров. И Анна, и Дубравка видели, как много значит письменность, какие специалисты приезжают с Рима или живут в Византии. Они советовали своим мужьям принять христианство, чтобы не только способствовать развитию своего народа, но и получить в советники качественных и опытных специалистов.
Филатов А.Ю. «Выбор веры князем Владимиром»
Филатов А.Ю. «Выбор веры князем Владимиром»

Эти три цели были актуальны и для Польши, и для Руси. Кроме того, принятие христианства от чехов давало возможность Мешко создать собственное архиепископство, а значит – обезопасить себя от попадания в Магдебурское (то есть немецкое) архиепископство.

В истории христианства Руси была еще одна причина, но исходила она от Византии. Константинополь старался распространить христианство на те племена, которые часто нападали на Византию.

Еще в 860 году крестили Аскольда и Дира, затем в 957 году – Ольгу, но принятия христианства на государственном уровне не происходило. Русь каждые 5-10 лет совершала набеги на Византию, поэтому ее императоры пытались сделать все, чтобы способствовать христианизации Руси.

Крещение княгини Ольги. Художник С. А. Кириллов
Художник С. А. Кириллов «Крещение княгини Ольги»

Ключевые различия

Польские и русские племена еще до Великого переселения народов представляли одну этническую общность, которую римские историки и географы называли «венеды», «склавины» или анты. Дальнейшее расселение привело к созданию множества племенных союзов, а затем и формированию разных ветвей славянских народов.

Не удивительно, что дохристианская мифология у польских и русских племен весьма схожа: политеизм (многобожие) на основе сил природы, связанных с земледелием, скотоводством и торговлей. Также общим было то, что существовало мнение, что если рядом живет более сильное племя, то взять их богов – это нормально, «потому что их Бог сильнее».

Первое отличие, которое бросается в глаза – это время. Польша приняла христианство раньше – в 966 году, а Русь – в 988. Но это не главное отличие. Крещение Польши проходило под главенством Папы Римского, а Руси – под руководством Константинопольского патриарха.

Когда в 1054 году христианство раскололось на католиков и православных, Польша и Русь оказались в разных христианских культурах. Отсюда и дальнейшие важные различия.

Польская церковная институция была централизованной: Папа один, архиепископства имеют четкую стабильную структуру. В православии патриархов было несколько, а из-за падения Византии возникают предпосылки создания новых православных центров (например, Москвы). Церковные институции в православии находились под контролем светской власти, а в католицизме Папа Римский претендовал на то, чтобы быть по статусу выше, чем императоры.

Принятие христианства с Рима создавало необходимость перевода письма на латинский алфавит. Латынь на долгие столетия становится основным языком Польши, влияя на формирование польского языка. Византийский же вариант христианства давал возможность использования своего алфавита. Так распространение получает кириллица, важная отличительная особенность восточных славян. Но при этом огромную роль играет греческий язык, на котором была вся церковная литература с Византии.

Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий».
Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий»
(святые православной и католической церкви)

Последствия

Последствия принятия христианства для Польши и Руси отразилось на всем дальнейшем ходе истории. Правда, население не сразу приняло христианство. Русские летописцы не охотно упоминали про восстания язычников (наверное, чтобы не фиксировать великий грех в летописи).

А вот польские хронисты пишут, что вплоть до XIII века в разных регионах страны были «поганские бунты». Этих людей можно понять: им не только сказали, что всех их богов не существует, что теперь ритуалы и ценности другие, а и заставили платить дань для церкви.

«Крещение Польши». Картина Яна Матейко
Ян Матейко «Крещение Польши»

Что касается положительных последствий, то их достаточно много:

  1. Цивилизационное. Польша стала частью католического мира, а Русь – православного. Если бы Владимир принял иудаизм от хазар, или язычество держалось до прихода осман, то сегодня карта Европы могла бы выглядеть совсем по-другому.
  2. Политическое. Власть получила источник легитимности в виде церкви. Папа Римский давал корону, тем самым показывая, что этот монарх получил благословение на престол. Благодаря этому позже формируются абсолютные монархии. Кроме того, монархи получают право «священных поход». Европа принимала участие в крестовых походах, а Россия даже в 19 и 20 веке выступала в защиту православных Балкан, начиная Русско-турецкие войны.
  3. Культурное. Храмы, иконы, книги, фрески, письменность – все это появилось и развивалось под влиянием христианства.
Моргун Е.О. «Св. Леонтий Ростовский проповедует язычникам»
Моргун Е.О. «Св. Леонтий Ростовский проповедует язычникам»

В Польше принятие христианства имело еще и государственное последствие. Молодое Польское княжество не попало в зависимость и со временем стало Польским королевством. Как любят говорить польские историки: «Не было бы принятия христианства, не было бы Польши».

Таким образом, принятие христианства в Польше и на Руси имеет много общего: цели, обстоятельства (роль «брачной дипломатии») и последствия. Вместе с тем, в целях и последствиях также есть ряд отличий. Но главное отличие, отразившееся на всю дальнейшую историю и формирование народов: поляки приняли христианство с Рима, а народы Руси – с Византии. Возможно, именно тогда происходит раскол на западных и восточных славян.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.