Коммунистическая пропаганда в Советских фильмах: соцреализм в действии

Мир

Коммунизм без пропаганды? Бред, это как капучино без пенки – вся прелесть основана именно на ней. Ленин как-то раз сказал, что кинематограф – главное искусство. Что он этим подразумевал – сложно сказать, но, скорее всего, именно пропаганду вождь туда и пытался «зарядить». Ну а как тогда объяснить, что уже первые советские фильмы стали демонстрировать всякое-разное революционное геройство, изобличающее «буржуев проклятущих»? Со временем в советское кино основательно «заехал» соцреализм, начался период активной массовой пропаганды!

Что такое соцреализм

Представьте – живет себе страна, недавно ударившаяся в тот же коммунизм. Народ существует, скажем прямо, небезупречно, пусть и не совсем бедственно, до светлых времен еще далеко, идеальное общество пока не построили, руки у трудящихся начинают опускаться. Что делать государству в таком случае? Рецепт следующий:

  • народу показывается, что он уже пережил;
  • демонстрируется картинка с полным или почти полным отсутствием проблем;
  • красочно изображается общество идеальное, то есть то, к чему нужно стремиться.

Это и есть соцреализм, то есть демонстрация массам того, как они хотят жить и, как возможно, будут жить в будущем, если не отступят с правильного и единственно верного условного Ленинского пути.

Посмотрите, например, на плакаты времен Сталина и отчасти Хрущева – люди все светлые и радостные, счастливые, упитанные, пшеница на полях колосится, техника сельскохозяйственная блестит от чистоты, никто не болеет, все чувствуют себя превосходно. Соответствовал ли этот образ действительности? Очень условно, и все это прекрасно понимали, но воспринимали подобную пропаганду, как указание на светлое будущее, к которому страна обязательно придет, если будет полноценно вкалывать на заводах и в полях.

Плакат «Во имя коммунизма!» / Художник Виктор Говорков
Плакат «Во имя коммунизма!» / Художник Виктор Говорков

Особенности советской киношной пропаганды

Человек несведущий думает, что коммунистическая пропаганда выражается через:

  • постоянную демонстрацию образов вождей, например, того же Ленина, Сталина и иже с ними;
  • цитаты высказываний великих мыслителей коммунизма;
  • обливание грязью врагов, в первую очередь, капиталистов с Запада, местных спекулянтов и пр.

Да, в кино это, конечно, встречалось, но, в первую очередь, специальных агитационных, которые снимались непосредственно для закрепления в головах людей образов этих самых вождей. Демонстрировались они едва ли не принудительно, так как спросом у народа не пользовались – граждане жаждали развлечений.

А ведь художественный фильм, к которому потянутся люди, по такому принципу, как документальную «агитку», не снимешь – смотреть никто не станет. Поэтому начали уже в 30-е годы массово внедрять соцреализм в кинематограф. Например, «Свинарка и пастух» 1940 г. – дружба народов процветает, все красивые, счастливые радостные и сытые, проблемы, которые возникают у главных героев, мелкие, решаются легко. Человек посмотрел, ему понравилось.

Плакат к фильму «Свинарка и пастух» / Художник Борис Зеленский
Плакат к фильму «Свинарка и пастух» / Художник Борис Зеленский

На фоне общей государственной пропаганды, которая образ Сталина лично и Советской власти в частности впихивала везде, где только можно, появлялось ощущение, что увиденное на экране – чистая правда, а кайф такой неземной был достигнут именно благодаря стараниям коммунистов. Сложно и путано, но механика именно такая.

Отдельного слова заслушивает фильм «Кубанские казаки» Пырьева, снятый в 1949 году. Считается, что это эталон киношного соцреализма. Одно время в прессе мелькало мнение в разных изложениях, что картина, показанная на экране, представляет собой «почти построенный коммунизм глазами советских работников пропаганды». И да, в этом есть доля истины. Сами посудите, колхозная жизнь в фильме идеальна:

  • счастье изо всех щелей;
  • нереально богатые урожаи;
  • фатальное трудолюбие, причем, с радостью от осознания общего дела.

Это вообще отдельная тема – многие кинокартины того времени изображали единство героев, что-то вроде метафизического коммунизма. Любой человек – винтик в огромном механизме, название которого – общество. В реальности так, как показано в фильме, было? Нет. Следовательно, перед нами соцреализм в действии, созданный для эффективной коммунистической пропаганды.

Кстати, «Кубанские казаки» очень неплохо получились, до сих смотрятся с большим интересом!

Киноплакат к фильму «Кубанские казаки» / Художник Борис Зеленский
Киноплакат к фильму «Кубанские казаки» / Художник Борис Зеленский

Кино в позднем СССР

К 70-м гг. идея наступления коммунизма, попытки превознесения вождей и т.п. уже начали вызывать у народа тихий смешок.

  • Следовательно, продвигать эти мысли через кинематограф стало попросту нецелесообразно. Поэтому киношники ограничились:
  • демонстрацией красот и прелестей воинской службы, которая на тот момент медленно, но верно переставала быть престижной;
    изобличением спекулянтов и прочей «нечисти»;
  • демонстрацией превосходства уровня жизни в СССР над уровнем жизни в капстранах.

Получалось, откровенно говоря, неважно. Люди к тому времени уже успели научиться отличать показуху соцреализма от реальности, так что пропаганда коммунизма через художественные фильмы превратилась в изживший себя метод агитации!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.