Катарина фон Бора — как выжить девушке в эпоху смуты

Мир

Катарина фон Бора интересна сегодня не только как образец жены великого человека, но и как «успешная» девушка, самостоятельно избравшая свою судьбу в сложную и трагическую эпоху перемен. Казалось бы, отданной в семь лет в монастырь девочке не нужно думать о своем будущем. Монастырь, да еще элитного монашеского ордена, отличный вариант для бесприданницы. В некоторых биографиях Катарины утверждается, что её отдали в монастырь по злой воле молодой мачехи, но точно этого не установить.

Однако и бесприданница хорошего дворянского рода могла в начале XVI столетия (а Катарина была ровесницей нового века, родившись в конце 1499 года) не только получить в монастыре хорошее образование, но и сделать прекрасную карьеру относительно независимой для тех времен женщины. К аббатисам прислушивались даже короли, а уж какими они могла располагать богатствами и связями!

Побег с багажом монастырских знаний

Однако Катарине и её ровесницам не повезло: когда прожившие в качестве послушниц в монастыре девушки соглашаются принять постриг (до этого была теоретическая возможность просто уйти из монастыря), весь окружающий молодых монахинь мир взрывают тезисы богослова (и куратора нескольких монастырей) Мартина Лютера.

Начавшиеся религиозные брожения и бунты, а затем и войны, показывают, что направление надо менять. Хотя бы из чувства самосохранения. В Саксонии, где Лютера поддерживал Иоганн Твердый, особых ужасов не задокументировано, но вот крестьянская армия реформатора Мюнцера монастырей и монахинь не щадила.

Нельзя сказать, что Катарина фон Бора так уж страдала в монастыре, как это, например, показано в кинокартине Юлии фон Хайнц по книге Кристиана Шнальке «Катарина Лютер» (Германия, 2017). Фильм, кстати, во всем остальном, достаточно правдивый, тем, кто хочет узнать о нашей героине больше – рекомендую.

Катарина фон Бора
Катарина фон Бора — жена Мартина Лютера

Целеустремленная, умная девушка явно получила в монастыре отличное образование и, скорее всего, могла к девятнадцати годам уже и рассчитывать на место в капитуле.

В монастыре находившуюся там девушку научили:

  • чтению;
  • письму;
  • азам богословия;
  • началам логики и риторики;
  • растениеводству (не только «общему», сельскому, но и «медицинскому» — работавшие в монастырских садах девушки должны были разбираться в целебных свойствах растений);
  • счету;
  • ведению примитивной бухгалтерии того столетия.

Вдобавок всех учили и пению, что тренировало память, латыни и… критическому взгляду на мир: до папского отлучения Лютер был вполне себе уважаемым богословом и его критикующие те или иные аспекты духовной жизни могли скорей всего изучаться не тайно, а вполне себе открыто – тем более, он являлся куратором одиннадцати монастырей.
Так что шокировавшее мир бегство монахинь к «доктору Мартинусу», состоялось, скорее всего, в 1521-1522 году, а не в 1523, когда Катарине уже исполнилось двадцать два года. Из двенадцати беглянок, если судить по дальнейшим приключениям девушек, «заводилой» была именно она.

Причины бегства:

  • ощущение бесперспективности старого образа жизни;
  • романтика нового уклада (знаменитый принцип «Только Верой и Благодатью» — не надо напрягаться на духовном поприще, если ты веруешь и живешь достойно, ты – избранный);
  • борьба «доктора Мартинуса» с коррупцией и кумовством (как говорили тогда «непотизмом»);
  • осознание, что «на воле», в миру, появилась редкая возможность применить свои знания и умения.
Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557
Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557

Забегая вперед – в полной мере последнее удалось только Катарине. А вот страх за собственную жизнь присутствовал вряд ли: о погромах монастырей воинством Мюнцера ещё слышно не было, религиозные и крестьянские войны только начинались. Впрочем, страх мог прийти после побега: дома девушек никто не ждал, в лучшем случае их бы выдали замуж за бедных претендентов, в худшем им пришлось бы до смерти работать на родню. А в случае выдачи их монастырю – тогда еще возможной даже в Саксонии Иоганна Мудрого, их могло ждать и длительное (иногда до самой смерти) заключение на хлебе и воде в суровой темнице.

Но все двенадцать обратились в Виттенберге к Лютеру, чтоб тот устроил их судьбу.

Думается, еще одна забота реформатора порадовала.

Но вскоре все оказались замужем за новообращенными дворянами-протестантами, купцами или студентами из хороших семей. Кроме самой упрямой – или самой умной и целеустремленной.

Скандальная свадьба: господин «Кате Лютер»

Пока подруги по приключению выскакивали замуж, Катарина почти два года прожила в доме великого художника (бывшего одновременно еще и бургомистром и первым богачом Виттенберга, уважаемым аптекарем и книгоиздателем), Лукаса Кранаха.

Поскольку жена великого человека должна быть безгрешной хотя бы относительно, об этом периоде её жизни пишут нехотя. Хотя, судя по числу портретов Катарины (а их два – совсем молодой девушки и уже зрелой дамы), а так же по тому, что на многих знаменитых картинах маэстро («Мадонна под яблоней», «Отдыхающая нимфа источника») женские лица очень похожи на лицо с портрета фон Бора, можно уверенно предполагать, что женатый художник и Катарина были очень близкими друзьями.

Фрагмент картины Лукас Кранах Старший «Мадонна под яблоней»
Фрагмент картины Лукаса Кранаха Старшего «Мадонна под яблоней»

Это заставляет предположить, что из двух версий скандальной женитьбы Лютера официальная протестантская – что мудрец сам выбрал себе жену, — далека от истины. А вот другая, по которой амбициозная Катарина долго отказывала соискателям её руки, и поделилась с Кранахом, другом также и «доктора Мартинуса» именно в расчете на то, что Лютер уступит её мягкому напору, похожа на правду.

Свадьба состоялась в 1525 году, была отпразднована дважды , для близкого круга и для общественности. Никто из супругов позже об этом событии не пожалел. Хотя дело было опасным: уже имелся пример богослова и бывшего монаха Зайдлера, которого немецкий герцог-католик уморил в тюрьме за подобное решение семейного вопроса.

Женщина-триумфатор
Женщина-триумфатор

Семейная жизнь двух «господ Лютеров»

В Катарине обнаружилась властность, и вскоре после замужества она стала известна как «господин Кате Лютер». А то и «господин Моисей» — за страсть к порядку. При этом молодая женщина не «перегибала» — хотя известны строки Лютера из писем к друзьям:

«я не могу послать тебе ценный подарок, пока Кате следит за мной, но вот вскоре ей вновь рожать, и тогда..»

Надо признать, что жить с «духовным лидером», да еще и «творческим человеком» обычной женщине было бы нелегко. Женни Маркс (как и Катарина, дворянка, но из семьи побогаче), часто жаловалась, всерьез или в шутку, что Карл только пишет «Капитал», а не наживает его.

А вот жалоб «господина Кате» до нас не дошло. Лютеру часто перепадали материальные блага от вознамерившихся стать протестантами вельмож и князей, а вот приумножить их, сделать так, чтоб богатства не расточились на подарки – стало делом Катарины. И она, с её монастырскими знаниями и навыками, сумела превратить фермы Лютера в образцовые и выгодные.

Сохранился любопытный список «приусадебного хозяйства» Лютеров от 1528 года, включающий в себя отару овец, несколько тельных коров, свиней с поросятами. Судя по всему, все эти заботы лежали на одной Катарине.

А она ведь еще стала инициатором записи застольных бесед в доме (позже изданных), успела родить шестерых (!) детей (для этого требовалось хорошее здоровье). По именам известны только пятеро:

  • 1526 – Ганс;
  • 1529 — Магдалена;
  • 1531 – Мартина;
  • 1533 — Павел;
  • 1534 – Маргарет.

Из них только Павел стал достаточно известным, чтоб не затеряться в истории: он стал врачом. Впрочем, на сегодня по всему миру официально насчитывается более полутора тысяч потомков Лютера и его «Лютерин». К слову, всех детей до восьми лет воспитывала Катарина.

Густав Спангенберг Лютер в кругу своей семьи.
Густав Спангенберг «Лютер в кругу своей семьи»

Катарина пережила вместе с Лютером чумной год, но вскоре после «чумного года» великий человек умер от вызванного ангиной сердечного приступа.

Вдова пережила знаменитого мужа на шесть лет. Данные о её финансовом положении на момент смерти сильно разнятся: у феминисток или у правоверных протестантов вы прочитаете, что на момент гибели в ДТП (перевернулась коляска, в которой она собиралась бежать из города от очередного нашествия вражеских войск Морица Саксонского и герцога Альба, в вызванной её покойным мужем религиозной войне) семья находилась в тяжелом финансовом состоянии. Более беспристрастные исследователи считают, что, пережив военное разорение Виттенберга бравыми католиками, «госпожа Лютерин» сумела, при помощи следующего курфюрста, восстановить благосостояние.

В Виттенберге в настоящее время великолепно отреставрирован «дом Лютеров» и все желающие могут воочию увидеть, как жила эта знаменитая пара.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.