Какую монету принесли Христу в притче о кесаре? Пенни или динарий? Золотую или серебряную?

Мир

Одной из самых известных евангельских историй является притча о кесаре. Иисуса пытались искушать фарисеи, чтобы поймать его на слове. В ответ он попросил принести монету и изрек ставшее крылатым выражение «Кесарю кесарево, а Божие Богу». Вопрос о том, какую на самом деле принесли монету Христу, много веков вызывает споры у историков, нумизматов и религиоведов. Почему в английском переводе Библии эта монета называется «пенни», а в русском – «динарий»? Была ли эта монета золотой или серебряной? И дошли ли до наших дней подобные монеты?

Почему Иисус попросил принести монету?

Иудея к моменту описываемых в евангелиях событий утратила свою независимость и стала римской провинцией. Выплата податей императору была для иудеев вдвойне унизительной. Это не только подчеркивало их зависимое положение, но и оскорбляло религиозные чувства. Римский император был язычником, а иудеи верили в единого Бога и считали себя богоизбранным народом. На римских монетах были изображения правителей, а иногда и языческих богов. В иудаизме же существовал запрет на изображения любых образов.

Фарисеи задали Иисусу очень коварный вопрос. Они спросили его, следует ли платить налоги императору? В евангелиях используется один из титулов римских императоров – «Caesar». В русском переводе Библии – это «кесарь». Если бы Иисус ответил, что следует, это означало бы нарушение иудейских религиозных предписаний. Но если бы он сказал, что платить подати не нужно, это было бы расценено властями как призыв к мятежу.

Христос же вместо прямого ответа попросил, чтобы ему принесли монету. Он спросил, чье на ней изображение и надпись. Ему ответили, что кесаревы. И тогда он и произнес свою знаменитую фразу о том, что кесарю следует отдавать кесарево, а Богу – Божие. Таким образом он разграничил земную власть и власть Бога.

Доменико Фетти «Динарий кесаря» / Художественный музей Уолтерса, США
Доменико Фетти «Динарий кесаря» / Художественный музей Уолтерса, США

Какая монета указана в исходном тексте?

Притча о кесаре есть в евангелиях от Матфея, Марка и Луки. У Иоанна данный эпизод отсутствует. Наиболее ранние евангелические тексты написаны на древнегреческом языке. При этом многие библеисты полагают, что евангелие от Матфея изначально могло создаваться на арамейском – родном языке Иисуса.

В древнегреческом варианте притчи о кесаре Христу принесли «δηνάριον», то есть динарий. Это греческая транслитерация латинского слова «denarius». В русском языке допустимы оба варианта написания – динарий и денарий. Первая форма – более ранняя и восходит к библейскому переводу греческого текста.

В англоязычной литературе за монетой, которую принесли Христу, закрепилось устойчивое выражение «Tribute Penny». Почему это произошло? Дело в том, что первые переводчики библейских текстов на английский язык пытались сделать их более понятными для современных им читателей. И они заменили слово «денарий» на «пенни». Такая версия позже закрепилась в Библии короля Иакова – это один из самых распространенных вариантов переводов Священного Писания на английский язык.

Джеймс Тиссо «Динарий кесаря» / Бруклинский музей, США
Джеймс Тиссо «Динарий кесаря» / Бруклинский музей, США

Какой именно это был денарий?

Почти не вызывает сомнений, что Христу принесли серебряную монету. Только в апокрифическом евангелии от Фомы говорится, что Иисусу «показали золотой».

Денарии были введены в оборот в 268 г. до н.э. и вскоре стали основной денежной единицей Рима. Это были серебряные монеты первоначально весом 4,5 грамма. Слово «денарий» буквально означает «состоящий из десяти». Один денарий равнялся десяти ассам. Постепенно содержание серебра в этих монетах уменьшалось. В III веке во времена императора Аврелиана денарии и вовсе стали печать из бронзы.

Большинство нумизматов уверены, что Иисусу принесли денарий Тиберия. Именно эти монеты продаются на аукционах с пояснением, что это тот самый библейский денарий из притчи о кесаре. Но историки далеко не так единодушны в этом вопросе. Действительно, в годы предполагаемой земной жизни Христа в Риме правил император Тиберий. Но и после восшествия на престол нового правителя, продолжали находиться в обиходе и более ранние выпущенные монеты. Так что на принесенном денарии могло быть, например, изображение Октавиана Августа.

Питер Пауль Рубенс «Динарий кесаря» / Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, США
Питер Пауль Рубенс «Динарий кесаря» / Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, США

Альтернативная версия

Исследователь Питер Льюис считает, что принесенная Христу монета скорее всего не была денарием Тиберия. В качестве основного доказательства он приводит тот факт, что на территории Иерусалима практически нет находок этих монет, а значит, они не были здесь в широком обиходе.

Кроме того, он указывает на то, что на денарии Тиберия изображен сам император на лицевой стороне, а на обороте – его мать Ливия. Льюис полагает, что в таком случае на вопрос Христа о том, кто изображен на монете, пришедшие к нему люди должны были ответить: «Тиберий и Ливия», но этого не произошло.

По мнению Льюиса, наибольшим распространением в Иудее во времена Христа пользовались монеты, отпечатанные на антиохийском монетном дворе. И именно одну из серебряных монет из Антиохии могли принести Иисусу.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.