Какой «косметикой» травили себя женщины эпохи Шекспира

Мир

Во все времена женщины хотели выглядеть чуть красивее, чем дано природой. Объясняется это стремление просто – какой леди не нравится очаровывать мужчин, выделяясь на фоне других представительниц прекрасной половины человечества? В наши дни эта проблема не большая – средств уйма, салоны красоты работают чуть ли не круглосуточно, а производители косметики стараются делать максимально безопасную продукцию, чтобы, не дай бог, ни отравления, ни аллергии у девушек не было. А вот во времена Шекспира (XVI-XVII вв.) дамы шли на такие «подвиги» ради красоты, что иногда умирали!

Эталон красоты Уильяма Шекспира

И не только его – всех мужчин, живших в то время. Сразу отбросим в сторону крестьянок и прочих простолюдинок – они сильным полом оценивались не по внешности, а по способности:

  • работать;
  • рожать детей;
  • принимать решения, связанные с ведением домашнего хозяйства.

А вот дамы знатные в первую очередь привлекали к себе внимание внешностью, причем, в любой европейской стране эпохи Возрождения считалось дурным тоном, если аристократка работала хотя бы по дому.

Отсюда происходят стандарты, выражающиеся в виде белой кожи, которая явно никогда не знала палящих солнечных лучей в каком-нибудь открытом поле, коротких рук с миниатюрными пальцами, сложной прическе на голове. Что касается волос, то связана такая «мода» тоже с делами трудовыми – если на голове сделать что-то вроде волосяного дворца, то особо не поработаешь, следовательно, женщина с трудовыми буднями связана слабо, значит, нравится мужчинам.

Николя де Ларжильер «Портрет женщины», XVII век \ Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Николя де Ларжильер «Портрет женщины», XVII век \ Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Рассадник вшей

Суть в том, что для закрепления сложных причесок, бывших в моде в эпоху Шекспира, женщинам приходилось использовать огромное количество животного жира. Сейчас это не проблема – в продаже куча муссов, лаков и прочих косметических средств. В то же время делалось это примерно так:

  • волосы обильно смазывались жиром;
  • создавался «макет» прически;
  • закреплялся еще одним слоем животного продукта;
  • прическа завершается, с головы жир чуть ли не капает.

Потом все это великолепие подсыхало, и оставалось в неизменном виде на несколько недель, иногда на пару-тройку месяцев. Теперь представьте, какой зоопарк разводился в пышной дамской шевелюре! Вши – самая безобидная живность.

И это ожидаемо отражалось на здоровье модниц эпохи Возрождения. Насекомые ведь не главная беда – инфекции, которые распространялись в испортившихся жирах, иногда становились причинами мелких эпидемий локального масштаба. А со временем женщинам приходилось переходить на парики, которые делались чаще всего из конского волоса, и стоили очень дорого, но были необходимостью. Из-за насекомых и микроорганизмов, а также по причине воздействия прогорклых животных жиров на кожу голову, естественная шевелюра попросту выпадала годам так к 35-40, так что приходилось использовать «заменитель»!

Джошуа Рейнольдс «Портрет сестёр Уолдгрейв», XVIII век Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Джошуа Рейнольдс «Портрет сестёр Уолдгрейв», XVIII век Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Ртуть, мышьяк, туберкулез

Для начала пара слов о туберкулезе. Человечество знакомо с этим заболеванием давно, упоминания есть еще в древнем Египте, но в эпоху Шекспира хворь стала одним из способов поддержания женской красоты. Как уже говорилось выше, дама считалась привлекательной, если отличалась:

  • тонкой бледной кожей;
  • физической слабостью;
  • худосочностью (не везде и не всегда, но в среднем в кругах аристократов было именно так).

Туберкулез же щедро награждал модниц всеми этими «характеристиками», так что подцепить чахотку девицы, конечно, боялись, но если уж так случалось, то сильно не расстраивались.

Если же женщине не везло, то приходилось пользоваться косметикой образца XVI-XVII веков, которая включала в себя такие страшные вещества, как мышьяк, сурьма, свинец и пр. Внутрь не принимали, во всяком случае, свидетельств таких нет, но вредная химия применялась в домашнем производстве:

  • пудр;
  • туши для ресниц (говоря осовремененным языком, конечно, в реальности это представляло собой жижу консистенции манной каши, которой натирали веки);
  • отбеливателей (что-то вроде пудры по своей основной функции, но внешне похоже на крем для натирания кожи лица и не только).
Иоганн Цоффани «Королева Шарлотта с двумя сыновьями» (фрагмент), XVIII век Британская королевская коллекция
Иоганн Цоффани «Королева Шарлотта с двумя сыновьями» (фрагмент), XVIII век Британская королевская коллекция

Для нас дико, но яды эти отличаются интересным свойством – они бьют по организму не сразу, а по мере накопления в тканях тела. Например, женщина лет так 20 пользовалась косметикой на основе ртути и мышьяка, потом резко зачахла и умерла. Разумеется, никто бы это не связал со средствами для наведения красоты, хотя находились персонажи, отговаривавшие женщин от «марафета». Один из них – английский пастор Джон Донн, который призывал не портить облик, данный Господом, а также высказывал предположения о вреде мышьяка и ртути. Не слушали, конечно.

Отдельный шик – закапывание в глаза белладонны для расширения зрачков и придания взору «выразительности». Сколько женщин ослепло не знает никто, но средство было очень популярным!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.