Какой была жизнь “Московского Аполлона” из колена Рюриковичей?

Мир

Князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского в высшем свете называли “Московским Аполлоном”. Он стал одной из самых видных и влиятельных фигур России конца XVIII века. Князь был одним из самых известных ценителей искусства своего времени, его коллекция картин вызывала восхищение современников. Но главное — Александр Михайлович сам не мог представить своей жизни без творчества. Представитель старинного рода стремился не только представить Россию с наилучшей стороны в пору работы дипломатом, но и сам сделал вклад в обогащение русской литературы. Какой же была жизнь “Московского Аполлона”?

Личные качества

Александр Михайлович родился в 1752 году, став ещё одним представителем старинного рода Белосельских, которые вели своё происхождение от Рюрика. Ещё в детском возрасте юный князь был записан в конную гвардию, а в девятнадцать лет стал корнетом Измайловского полка.

Очень скоро молодой Белосельский начинает службу на дипломатическом поприще. Как мне кажется, этому способствовали не только родовитость и таланты Александра Михайловича, но и его особенные внешние качества. Современники отмечали, что князь принадлежал к числу редких людей, которые способны невольно очаровывать окружающих. Он был обаятелен, красив и образован, а для дипломата это значило немало. Кроме того, с юности у Александра был превосходный пример для подражания — его дядя, граф Пётр Чернышев. Тот на протяжении девяти лет был русским послом в Лондоне, причём позволял познакомиться со своей работой и племяннику.

Антон Графф «Портрет князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского» / Художественный музей Джорджии
Антон Графф «Портрет князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского» / Художественный музей Джорджии

Родоначальник

Изначально Александр Белосельский занимался дипломатической деятельностью в Дрездене, но через десять лет службы был переведен в Турин. Здесь, в Сардинском королевстве, он пробыл в общей сложности четыре года, периодически приезжая в Россию.

Именно Александр Михайлович стал первым представителем своего рода, кто стал носить двойную фамилию (именно поэтому он считается родоначальником Белосельских-Белозерских). В 1799 году император Павел I произвёл князя в родовые командоры Мальтийского ордена, в связи с чем было велено прибавить к своей фамилии ещё одну часть. В дальнейшем титул “князь Белосельский-Белозерский” был подтверждён императором Александром I.

Любимец муз

Александр сумел проявить себя как превосходный дипломат, однако главным своим занятием он всё равно считал творчество. Поскольку в ранние годы князь не отличался крепким здоровьем, достаточно долгое время он жил в Италии, что помогло укрепить организм. Именно там Белосельский-Белозерский познакомился с философскими идеями и просветительскими принципами. Известно, что он долгое время поддерживал переписку с Вольтером и Руссо, ведущими философами той эпохи. Последний из них писал князю:

“Выраженные мне Вами, князь, чувства любви и уважения доставили мне большую радость. Благородные сердца перекликаются, испытывая друг к другу взаимное влечение. Перечитывая Ваше письмо, я говорил себе: немного людей внушают мне такие же ответные чувства”.
Элизабет Виже-Лебрен «Портрет Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской, ур.Козицкой», вторая супруга князя Александра / Национальный музей женского искусства, Вашингтон, США
Элизабет Виже-Лебрен «Портрет Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской, ур.Козицкой», вторая супруга князя Александра / Национальный музей женского искусства, Вашингтон, США

Князь-писатель

Белосельский-Белозерский искренне восхищался знаменитыми писателями своей эпохи, а через некоторое время и сам делает первые “пробы пера”. Надо признать, что даже ранние сочинения князя были весьма интересны и своеобразны. Немало своих трудов он посвятил изучению французской литературы. Кроме того, делал Белосельский и творческие экскурсы в историю России. Особенно яркой получилась работа “Poesies francaises d’un prince etranger”, где автор рассказывает о дочери Ярослава Мудрого Анне, ставшей супругой короля Генриха I.

Поразительно, но в России большая часть трудов князя не была оценена по достоинству. Его произведения считали чудачествами дворянина, решившего на досуге записывать философские изыскания. Своим главным сочинением “Московский Аполлон” называл “Дианиологию, или Философскую картину интеллекта”. И хотя о ней весьма лестно отзывался Кант, а сама книга издавалась в ряде европейских городов, в России к ней отнеслись с насмешкой. Русский мемуарист Филипп Вигель вовсе заявлял:

“Один знатный барин, чудак князь Белосельский, читал… обществу свои уродливо-смешные произведения на русском и французском языках”.

Несмотря на критику и скепсис, Александр Белосельский-Белозерский стал одним из тех людей, кого можно было назвать баловнем судьбы. У него была успешная служба, а его творчество получило признание в европейских странах. Князь был дважды женат, на Варваре Татищевой, а после её смерти на Анне Козицкой, на свет в этих браках появилось двое сыновей и пять дочерей, которые стали продолжателями рода. На склоне лет он приобрёл дом на углу Невского проспекта и Фонтанки, который был перестроен в дворец Белосельских-Белозерских.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.