Каким было детство Александра I?

Мир

«Твой отец – человек, слова которого не стоит воспринимать всерьёз», — эту фразу маленькому Александру нередко приходилось слышать от царственной бабушки. Когда же ему доводилось видеться с отцом, в адрес Екатерины II и вовсе звучали такие эпитеты, от которых мальчик невольно краснел. Он уже в раннем возрасте понял, что оказался «между двух огней» — бабушкой и отцом, которые относились друг к другу более чем прохладно.

Наверное, многие дети в такой ситуации растерялись бы, но Александр, наоборот, научился сосуществовать с каждой из этих противоположностей. Бабушка видела в нём будущего достойного императора, отец же порой неосознанно ревновал сына к власти, которую тот мог заполучить. Мальчик, которому суждено было стать правителем Российской империи, понимал, что должен научиться вести сложную «игру», затеянную его родными. Каким же было детство Александра I? И почему историки считают, что у него было «раздвоение личности»?

Рождение наследника

В декабре 1777 года в Петербурге случилось долгожданное событие – на свет появился первенец великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. Императрица Екатерина II была счастлива – новорожденный малыш оказался мальчиком, а значит – наследником российского престола. С сыном у неё были далеко не самые тёплые отношения, а потому уже много лет государыня мечтала о появлении внука, которого можно было бы «воспитать императором».

Неизвестный художник «Портрет великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) ребенком» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник «Портрет великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) ребенком» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург

По решению Екатерины мальчик был назван Александром – в честь святого покровителя Александра Невского. Примечательно, что имя это прежде почти не встречалось у представителей династии Романовых (так звали лишь умершего в раннем возрасте сына Петра I). Но у императрицы был свой расчёт. В одном из писем барону Гримму она говорила, что в Александре Невском сочетались черты прекрасного воина, мудрого политика и праведного человека. Несомненно, всё это она желала видеть и в своём внуке. Екатерина писала:

«У господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю — святости или героизма».

Любимец бабушки

Да, бабушка действительно взяла внука под своё могучее царственное «крыло». А что же родители Александра? Они оказались в стороне от воспитания сына. Спустя 23 года Екатерина повторила поступок императрицы Елизаветы Петровны, отобравшей у неё сына. Всю свою материнскую любовь, которая прежде так и не нашла выхода, императрица направила на внука. Она считала, что родители не смогут «создать» из Александра достойного будущего правителя.

Многие черты характера великого князя формировались именно под влиянием венценосной бабушки. Он жил рядом с ней в Царском Селе, вдалеке от родителей, которые почти не появлялись при дворе. Ласковый, нежный и добрый, Александр вызывал восхищение императрицы, которая признавалась, что получает огромное удовольствие от общения с внуком. «Он – наследство, которое я оставлю России», — как-то раз произнесла Екатерина, и уже тогда придворные начали поговаривать, что государыня хочет назначить своим преемником и наследником престола именно внука – в обход сына.

Жан Луи Вуаль «Портрет великого князя Александра Павловича» / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан Луи Вуаль «Портрет великого князя Александра Павловича» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Воспитание будущего монарха

А Александр Павлович тем временем рос в атмосфере возвышенной и интеллектуальной. Ему нравилось учиться, он интересовался всем новым, разделял либеральные идеи императрицы, не тяготился длительной и серьёзной работой. Его наставником и главным воспитателем стал швейцарец Фредерик Лагарп. Впоследствии, уже став императором, Александр I говорил:

«Всем, чем я являюсь, я обязан швейцарцу».

В одной из своих записок императрице Лагарп изложил собственное видение воспитания будущего монарха. Человек просвещённый и умный, он подчёркивал:

«Он должен… знать преподаваемые ему предметы настолько, чтобы понимать их настоящую цену и иметь ясное сознание обязанностей, лежащих на монархе, в руках которого счастье и несчастье многих миллионов».
Иоганн Баптист Лампи Старший «Портрет великих князей Александра и Константина Павловичей» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иоганн Баптист Лампи Старший «Портрет великих князей Александра и Константина Павловичей» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это письмо Екатерине очень понравилось, и она всячески поддерживала швейцарца в его устремлениях. Во многом именно воспитание Лагарпа определило поведение Александра. Так, например, воспитатель заявлял, что у монарха не может быть близких друзей, так как чувство привязанности оборачивается во зло для приближённых. Уже с ранних лет Александр понимал, в какой сложной «игре» он оказался, являясь одной из ключевых фигур. И старался соответствовать высокому статусу.

Ещё в детские годы в будущем императоре проявилось примечательное качество характера. Вынужденный периодически общаться с отцом и много времени проводить с бабушкой, он научился менять обличья, стараясь каждому из родственников дать то, что тот хочет в нём видеть. Александр смог сохранить любовь императрицы и расположение Павла Петровича, в таком «раздвоении личности» научившись лицемерить и притворяться. Но главное – в ту пору он усвоил один из самых главных уроков для будущего правителя. Александр на личном опыте осознал, как важно прятать свои истинные глубинные чувства и намерения под маской очаровательной внешней любезности. В дальнейшем, став императором, он так и оставался загадкой даже для самых близких людей.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.