Как жилось цыганам в СССР?

Мир

Цыгане в свое время принесли немало разочарования большевикам. Поначалу они виделись коммунистам чуть ли не лучшими друзьями, а потом четко показали, что плевать хотели на коммунизм, социализм, классовую борьбу и политику как таковую. Советской власти подобное было сродни кости в горле, так что жизнь цыган в СССР до 1956 года была, мягкого говоря, несладкой. Впрочем, не нужно думать, что развязался настоящий геноцид, нет… Просто большевики решили за пару десятков лет превратить кочевников с многовековым опытом в оседлых последователей идей Ленина. Не удивительно, что ничего у них не вышло!

Послереволюционные годы: почему из цыгана не получится коммунист?

Логика большевиков была примерно следующей – цыгане бедные, собственности особой не имеют (ой ли?), следовательно, должны всей душой ненавидеть буржуазию, а заодно интеллигенцию и духовенство. Нет, своя логика тут, конечно, есть, но только если смотреть на вопрос со стороны оседлого народа. А у цыган ментальность совершенно другая – они кочевали столетиями, и старались на каждом своем временном месте обитания собрать как можно больше ресурсов, то есть денег, одежды, пищи и пр. Разумеется, основным источником дохода для них всегда были граждане состоятельные, так что ни о какой ненависти и думать не приходится. Кроме того, у них совершенно нет представлений о классовом делении общества по марксистско-ленинскому образцу.

Кочующий табор, 1946 год / Из архива цыганской национально-культурной автономии Краснодара
Кочующий табор, 1946 год / Из архива цыганской национально-культурной автономии Краснодара

Таким образом, друзей коммунистов из цыган не получилось, более того, они начали вести себя относительно враждебно. Мелкая коммерция? Запросто! Накопление золота на руках? С удовольствием. Ну и так далее – образ жизни этого народа во многом шел вразрез с коммунистическими учениями, и большевикам волей или неволей приходилось с этим что-то делать. Например, в 30-е гг. нередки были случаи задержания цыган за хранение иностранной валюты. Никакой, кстати, спекуляции. Дело в том, что цыганский род лудильщиков испокон веков переплавлял разные монетки в украшения, и продавал их всем желающим. На момент 30-х гг. у цыган на руках было очень много этих самых монет из иностранных государств, и они искренне не понимали, почему «работать» с ними нельзя.

Иными словами, при Сталине цыганам жилось не особо хорошо. А вот в период оттепели жизнь их начала налаживаться!

Указ об оседлости

В 1956 году вышел судьбоносный указ об оседлости, который коренным образом изменил как образ жизни цыган, так и их роль в советском обществе. Согласно этому документу, бродяжничество, коим, собственно, и является кочевые традиции цыганского народа, стало преступным, и подлежало уголовному преследованию. Но Хрущев сотоварищи не стремился всех до единого цыган отправить в места не столь отдаленные. Задача их состояла в том, чтобы:

  • дать им возможность честно трудиться;
  • дать им возможность учиться;
  • уничтожить в их менталитете те черты, которые шли вразрез с советской моралью и идеологией.

Сразу после публикации указа, цыганам начали давать жилье в сельской местности, а также разрешили строиться в тех местах, где их застало вступление в действие этого закона.

Никита Хрущев и цыгане в начале 1960-х
Никита Хрущев и цыгане в начале 1960-х

Одновременно с этим начались многочисленные попытки склонить цыган к труду, и тут возникли серьезные проблемы. Дело в том, что с точки зрения представителей этого народа работа является делом неблагородным, в чем-то порочащим истинного цыгана, в связи с этим внушительная часть колхозов, создававшихся специально для цыган, пришла в полный упадок, а производства, на которых они преобладали (в качестве работников, разумеется) не вытягивали даже самые скромные планы поставки продукции. Если проще, то идея превратить кочевников в рабочих и крестьян оказалась утопией примерно такой же, как построение коммунизма.

Брежневский расцвет

Тем не менее, определенные положительные тенденции после указа об оседлости проявились. Некоторая доля цыган действительно отошла от кочевых привычек и внушительной части древних традиций своего народа, и отправилась в:

  • искусство;
  • науку;
  • спорт (в очень малом количестве, можно сказать, несущественном).

К середине – концу 70-х в Советском Союзе оформился немногочисленный слой цыганской интеллигенции, и, нужно сказать, популярностью в народе эти ребята пользовались немалой. Например, театр «Ромэн» стал известным и востребованным именно в то время, правда, не без помощи властей.

Николай Сличенко на сцене Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» в 1979 году
Николай Сличенко на сцене Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» в 1979 году

У советского народа была интересная особенность – люди предпочитали любить и ценить то, что любили и ценили руководители Партии и государства. Леонид Ильич Брежнев был большим поклонником цыганского творчества, особенно уважал романсы, для исполнения которых регулярно приглашал к себе элиту цыганского народа, например, Николая Сличенко. При нем цыган почти полностью перестали преследовать за бродяжничество, и отношение в обществе к этому народу наконец более или менее нормализовалось. Говорят, что цыгане по сей день поминают Брежнева добрым словом, и не напрасно!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.