Православие по Руси распространилось не в один момент. Владимир Святославич крестил в 988 году Киев, и… ничего толком не изменилось. Это событие привело лишь к тому, что новую веру принял некий процент населения города, и все. Крещение центров других княжеств, например, Новгорода, Ростова и пр., оканчивалось ровно тем же – знать местная принимала православие, вслед за ним в «греческую веру» переходила некоторая доля простого населения, и все. Однако, распространение христианства для молодого государства было делом очень важным, можно даже сказать, что жизненно необходимым. И хорошо, что у руля страны встал Ярослав Мудрый – именно он заложил основу именно нашего, чисто русского православного христианства!
Зачем это нужно было Ярославу Мудрому?
Кто, как не Ярослав Владимирович знал, как важно наличие сил, способных поддерживать централизацию земель в стране? Он прошел множество междоусобиц, потерял в борьбе за власть двух любимых братьев, сам ходил по острию лезвия и едва не погиб. Не забывайте, что языческая вера, та, которая господствовала на Руси до Крещения в 988 году, ни в коей мере не способствовала развитию дисциплины, и отчасти именно из-за этого те самые междоусобицы и начались после смерти Владимира в 1015 г. Суть в том, что многообразие богов в язычестве делает мышление и мировоззрение людей в отдаленных княжествах слишком разным, и это не позволяет держать их в узде.
Христианство же, будучи религией монотеистической, «выравнивает» чувство долга и ответственности у людей, заставляет их мыслить в унисон по всей стране, следовательно, они на чисто подсознательном уровне начинают тянуться к одному общему государю. Не сказать, что это защищает правителей от междоусобных войн на 100%, однако, снижает вероятность возникновения сепаратистских настроений. Не забывайте и о культурно-экономической роли православия в то время:
- возможность устанавливать крепкие торговые связи с самыми мощными державами того времени;
- возможность распространения по стране грамоты, а также некоторых жанров искусства за счет мощного культурного обмена с Византийской империей;
- возможность со временем создать собственную культуру, независимую ни от кого в мире.
Короче, все это звучит красиво и благородно, но на практике закрепить в каждом отдельно взятом княжестве разрозненной страны православие оказалось не так уж и просто. Но Ярослав справился!

Восстания: мечом и огнем
Несмотря на то, что в некоторых источниках Ярослав Мудрый предстает перед нами человеком добрым и благородным, способным решить любую проблему мирным дипломатическим путем, в реальности он был вполне себе нормальным продуктом своего времени:
- коварным;
- жестоким;
- вероломным.
На этом фоне подумаем, что он делал с жителями тех княжеств, которые выступали против насильственного распространения православной веры византийскими священниками? Точно на этот вопрос ответить сложно, раз на раз не приходился, но народа вырезалось много. Например, во время подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. дружина князя вела себя не в меру жестоко, но, с учетом необходимости держать ситуацию под контролем, это было оправдано.
Сколько именно было мелких восстаний в период правления Мудрого князя, мы точно не знаем, однако, подавлялись они, как правило, достаточно грубо, и это с учетном того, что уже со второй четверти XI столетия люди, в том числе, самые низы общества, стали смотреть на веру православную весьма лояльно, в некоторых городах жители сами отказывались от старых верований, и крестились, призвав православных священников.

Строительство и культура
Источник любой веры – культовые постройки, и на них Ярослав Мудрый не скупился. За время своего правления он в одном только Киеве основал не менее 400 храмов. И священники, которые служили в них, не просто бормотали молитвы, они искреннее пытались донести до городского населения философию христианства, наставляли их, что называется, на путь истинный, и постепенно эта деятельность приносила свои плоды – с каждым годом на Руси становилось все больше истинно верующих православных изо всех социальных прослоек, и не последнюю роль в этом сыграла эта мирная пропаганда духовенства.
Следующий момент – грамотность и искусство. Работало это, правда, преимущественно с людьми знатными, несмотря на то, что во многих княжествах при церквях и монастырях открывались учебные заведения для детей городских низов и простых крестьян. Итак, суть в том, что грамотность, то есть умение читать, писать и разбираться в искусстве, особенно популярном тогда греческом, были в XI веке последним писком моды, а приобщиться к этому можно было только путем обращения к вере православной.
Расчет гениальный – Ярослав сделал православие модным, а потом позволил этой моде разнестись по всей Руси, периодически подстегивая недовольных и вырезая очаги сопротивления на корню. Сейчас это называется методом «кнута и пряника», и именно с его помощью Великий Князь распространял православие по Руси!