Как возникла Каббала и что это такое?

Таинственное и древнее учение, пришедшее из глубины тысячелетий, мистическая философия, магия древних евреев, философия тайных обществ… Вот далеко не полный список, приписываемый современниками этому направлению эзотерической философии, берущей своё начало от иудаизма.

При этом, часто вопросы, связанные с Каббалой, используются как политические спекуляции на основе антисемитизма. Особенно повышенный интерес эта тема вызывает в русскоязычном пространстве, в то время как в Европе и вообще в странах Западного мира серьёзного изучения этого вопроса среди ученых практически не отмечается.

Попробуем рассмотреть всё по порядку.

Происхождение Каббалы

Свое происхождение слово «каббала» берет в иврите, и на русском будет звучать как «традиция». Это философия эзотерики, берущая начало в иудаизме, образовавшаяся в I–II (по другим данным III–IV) вв. н. э. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в этих веках.

Столкнувшись с тенденцией возникновения и повсеместного распространения христианства, разрушением Иерусалима и перехода евреев в состояние изгнанников, часть еврейского общества пошла путем нового толкования писаний, всё дальше удаляясь от Торы. Основополагающие идеи каббалы сформировались как доктрина в VI-VIII столетиях. И были обобщены в Сефер Йецира (Книга создания).

Сефер Йецира (Книга творения)
Сефер Йецира (Книга творения)

Сами каббалисты утверждают, что она возникла во времена жизни библейского прародителя еврейского народа, пророка Авраама, что впрочем, не имеет доказательств. Учение основано на том, что Бог является источником и в тоже время первопричиной бесконечного света (на иврите зохар). Из этой идеи исходит главная теория Каббалы – создание всего сущего через свет.

Бог, в этой доктрине, представляется как безличный, непознаваемый и невообразимый Эн Соф, не имеющий имени, которому невозможно присвоить какое-либо свойство. Его проявления открыты только мистикам принадлежащим исключительно к еврейскому народу.

«Сефер Йецира» исходит из того, что Тора является развернутым отображением имени Бога. Мир сфирот, – как утверждает этот трактат, – это тайный лингвистический мир, посредством которого Бог может явить себя. Сама жизнь в Боге, исходя из этого, это процесс речи как таковой.

Прикладная каббала

Во времена разделения христианства на католицизм и православие, упадка Византии и укрепления государств средневековой Европы из общефилософской и умозрительной каббалы (каббала июнит) начинает выделяться прикладное направление (каббала маасит). К середине XII столетия это направление обобщается в книге Зохар (Свет). Книга написана Моше (Моисей) да-Леон, испанцем по происхождению, исповедующим Каббалу, написана она вначале XII века.

Современные каббалисты (М.Лайтман) заявляют автором Зогар ученика рабби Акивы Шимона бар Йохая, который жил во II веке н.э.. Однако это противоречит мнению специалистов. Оригинал книги написан на арамейском языке, совершенно не соответствующему живому языку II века н.э., которому приписывается авторство. Из произведения видно, что автор обучался арамейскому на основе древних текстов и выработал свой стиль письма, который соотносится ко всему документу.

Исходя из этого мистического учения названые Богом имена предметов, из абстрактного слова, становились реальными объектами нашего мира. В еврейском алфавите каждой из букв, а всего их 22, присваивается числовое значение. Созданный Богом мир мистически и состоит из этих букв и цифр, как бы из элементарных частиц.

И всё же в основу учения были заложены правила благочестивого образа жизни, на иврите – тику, что переводится как восстановление. Его цель собрать все осколки разбросанного в мире Божьего света. Философия Каббалы в еврейской среде рассматривается как этическая и нравственная парадигма, целью которой стоит образование и закрепление связи между божественным, человеческим и самим миром.

Михаэль Лайтман
Михаэль Лайтман

Магическая каббала

В период крушения Византийской империи и перемещения значительной части образованной части населения в Западную Европу, происходивший, в связи с этим, переход средневековья в ренессанс, а также на фоне плотного соприкосновение европейской цивилизации с культами и религиями Востока, вспыхивает интерес к алхимии, астрологии и магии. Загадочное для европейцев учение Каббалы обретает популярность в разделившемся мире христиан.

Основной интерес алхимиков и магов вызвало именно создание объектов материального мира через слова и числа. Некто граф Пико делла Мирандола, имевший тесные контакты в еврейской среде и неплохо знавший иврит, будучи католиком, тем не менее заинтересовался каббалистическим учением и написал в конце XV века книгу «Conclussions Cabbalisticae». В которой из всей Каббалы взял только идеи создания материальных объектов при помощи магии слов и чисел.

Эта идея была подхвачена магами и алхимиками того времени и стремительно наполнилась учениями античных авторов, устными преданиями языческих народов и причудливыми легендами Востока, по мотивам «1000 и 1 ночи».

Джованни Пико делла Мирандола
Джованни Пико делла Мирандола

Каббала в эпоху формирования капитализма

По мере развития науки, отходит в тьму прошлого заклинания, колдовство и недоказуемые возможности магов создавать предметы из слов – заклятий и заговоров. К концу XVIII века интерес к магической части Каббалы практически угас, но начинается эпоха Революций. Монархии мира теряют свою власть и на фоне смуты и неуверенности в завтрашнем дне вновь появляется интерес к волшебству, желание с помощью тайных знаний достичь власти и безопасности.

В это время из Каббалы извлекается идея «Сверх Человека» или «Белого человека» – расы или народа который должен управлять всеми остальными. Позже эта идея оформится как фашизм. Магические идеи и вера в силу древних слов и чисел ложиться в основы образования тайных обществ – масонов и им подобных.

Возрождению магии Каббалы способствовало движение модернистов и символистов. Идеи спиритизма, колдовства и нумерологии обуревали умы высших кругов общества практически до начала Второй Мировой Войны. Позже интерес стал опять утихать.

Древо Жизни
Древо Жизни

Наши дни

Новым толчком к возвращению изрядно забытой магической Каббалы стал распад СССР и рухнувший советский строй. Вновь на фоне неуверенности в будущем, сомнениях и крушениях надежд стала востребованной вера в волшебство и магию. А также поиск козней врагов в происках неведомых, могущественных оккультных обществ и союзов.

На настоящий момент имеет место Каббала как религиозно – философское учение еврейского народа, с его толкованием норм морали и соотношений божественного и человеческого. И есть Каббала как магическое, оккультное учение впитавшая в себя элементы античности, раннего и позднего средневековья, уставы и положения тайных обществ и большинства расколов и ересей как в христианстве, так и в иудействе, к тому же изрядно приправленное восточными культами.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.