Как власть спаивала Россию [русский запой длиной в 500 лет ]

Мир

Как жить в России и не пить? Эту фразу в нашей стране хотя бы раз произносил каждый из нас. От чего так? Неужто на Руси жизнь так сурова и страшна? Или во всем виновата привычка, привитая нам сквозь поколения, ей пропитано все от стихов до народных пословиц, а вот вам и яркий пример — отрывок из знаменитого стихотворения А. С. Пушкина:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Лично я учил его в школе, кстати, я слышал мнение, что это стихотворение во времена горбачевской антиалкогольной кампании из школьной программы вычеркнули, очень хотелось бы узнать у школьников того периода, правда это или очередной миф? Прошу, поделитесь в комментариях.

Так вот в итоге Пушкин А. С. словно не пером пишет, а прямо-таки топором врубается в душу к русскому человеку, указывая, что путь от грусти до веселья лежит через кружку.

В старину в сказках наших говорилось, что «Илья Муромец семь бочек пива пьет, по семь пудов хлеба кушает» да и силушку он свою приобрел, трижды пива испив из чарки.

Пьянство на Руси
Пьянство на Руси

Так почему же сталось так на земле русской?

А ответ до банального простой: деньги, только лишь из-за них на Руси и начался этот запой длиной в почти в пятьсот лет. А именно 488 лет назад в небезызвестном городе Москве, столице тогдашней Московии, открылся царев кабак по указу царя нашего, батюшки Иоанна, по-простому Грозного, издавшего так называемый указ об открытии царева кабака 1533 года.

Смысл указа был в том, чтобы запретить продавать водку (крепкие напитки) в городе простому люду и открыть специальные заведения на окраине для опричников, продавать еду в них, кстати, запрещалось.

Порыв благородный, но у нас, как всегда: хотел как лучше, получилось как получилось, и в итоге в 1555 году издается новый указ: открывать кабаки по всей стране, а все почему? Правильно: уж больно прибыльным для казны государственной оказался этот кабак.

Держать кабак разрешалось тем, кто выплатит откупную (единовременный налог), в основном это были бояре и другие зажиточные люди, а вот если добровольцев в округе не находилось, то выбирали так называемого кабацкого голову, который в обязательном порядке открывал кабак, — вообще весь процесс процедур и правил заслуживает отдельной статьи.

Андрей Шишкин «Царь Иван»
Андрей Шишкин «Царь Иван»

Государственная монополия на водку

В итоге так вот и напал змей лютый на землю русскую, а богатырей-то и не осталось к тому времени, и решил народ змея хитростью из врага в союзника превратить, да не тут-то было, и в итоге в 1598 году издается указ, объявляющий государственную монополию на водку.

И только через 49 лет Алексей Михайлович Романов издает указ, запрещающий пить в монастырях, начиная с Соловецкого, а уже в 1652 году, осознав все зло, которое ему показали так называемые кабацкие бунты, вызванные корыстью хмельных олигархов, решается на борьбу с чудовищем. И вместе с патриархом Никоном собирает Земский собор, который впоследствии был прозван «собором о кабаках».

Нелегальная продажа

В итоге было решено запретить продажу в долг и под заклад имущества, а также ужесточить наказание за корчму (производство спиртовых напитков на дому) — на первый раз публичная порка кнутом, а вот при повторном — темница и серьезный штраф. Также запретили продавать хмельное священнослужителям.

Была поднята стоимость водки примерно в три раза и сократилось количество кабаков, ввели и пару старых запретов, в частности запрещают продажу на вынос и по праздникам ну и т. п.

В итоге это привело к огромному потоку нелегальной торговли и катастрофическим потерям казны и вскоре, подобно ценам на соль, вначале поднятым по неразумению Алексеем Романовым, все вернулось на круги своя.

В. Е. Маковский «В кабаке»
В. Е. Маковский «В кабаке»

Еще немало будет попыток в русской истории и побороть и приручить грозного змея, и если вам, мои читатели, будет интересно, то я обязательно напишу и об этом.

Так что ж в итоге? А в итоге я хочу сказать, что не обошлось во всей этой истории без явной подмены понятий и человеческой корысти, да и, скорее всего, заграничного вмешательства, да и скажу уж как есть, человеческой глупости и наивности русской души. Ну а обо всем этом в другой раз.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.