Как строили «Титаник» и почему заклёпки могли спасти жизни?

Мир

Сейчас все просто – сел в самолет, потерпел с десяток часов, вышел в аэропорту, например, Нью-Йорка, и с гордостью понимаешь, что пересек Атлантику, оказавшись в Северной Америке. На рубеже XIX-XX вв. такой роскоши не было – через океан можно было переправиться исключительно на корабле, причем комфорт тех судов, как правило, оставлял желать лучшего, да и скорость такого путешествия приводила в уныние даже самых больших любителей моря. Все изменилось, когда компания Уайт Стар Лайн решила опередить время, и спустить на воду несколько огромных трансатлантических судов с неслыханным по тем временам уровнем сервиса!

Титаник в доке порта Саутгемптон перед отправлением
Титаник в доке порта Саутгемптон перед отправлением

Конкуренция, как толчок к развитию: идея Титаника

В начале XX века пассажиров через Атлантику перевозили преимущественно две транспортные компании – Уайт Стар Лайн и Кунард Лайн, принадлежавшая фактически британскому Адмиралтейству. Особо они друг от друга ничем не отличались:

  • суда одного и того же класса;
  • примерно равная скорость переправы через океан;
  • одинаковая стоимость билетов.

До самого 1907 года Уайт Стар Лайн не заморачивалась по поводу форсирования конкурентной борьбы, но Кунард спустили на воду два корабля, опередивших время – беспрецедентно большие и скороходные по своему времени «Мавританию» и «Лузитанию». Правда, сервис на обоих пароходах подкачал (сравнительно, конечно), но скорость перекрывала все возможные пределы – путешествие в Новый Свет на них занимало всего 5 дней, и это при том, что раньше иные посудины качались на волнах по 2 недели!

Лузитания в Нью-Йорке после своего первого плавания
Лузитания в Нью-Йорке после своего первого плавания

В ответ на это исполнительный директор Уайт Стар Лайн принял решение о строительстве двух принципиально новых лайнеров, которые пусть и не покрыли бы конкурентов по скорости, но опередили бы по уровню сервису и размерам. Так родились проекты двух суперсовременных судов – Олимпика и Титаника. Интересно, что оба названия были взяты из древнегреческой мифологии – Олимпийцы, боги, вершившие судьбы мира, и Титаны, представители второго божественного поколения, вознамерившиеся отправить своих предшественников в Тартар, или, говоря по-русски, в ад!

Начало строительства

Составлением проекта Титаника занялись:

  • глава белфастской верфи Уильям Перри;
  • глава конструкторского бюро Томас Эндрюс;
  • распорядитель проекта Александр Карлейль.

Чертежи, составленные преимущественно Карлейлем, заняли 411 отдельных проектных документов, представляли собой проект корпуса судна с планом размещения на палубах и в отсеках внутренних помещений и оборудования. Утверждена документация была 29 июля 1908 года, в тот же день кораблю присвоили номер «401», а закладка киля в сухом доке белфастской верфи состоялась 31 марта 1909 года.

Установка вала правого гребного винта
Установка вала правого гребного винта

Точная сумма, в которую обошелся Титаник, не известна до сих пор. Только официально было потрачено порядка 350000 фунтов стерлингов (сумма гигантская по тем временам), и это без учета разного рода подготовительных и сопутствующих инженерных работ, например, углубления русла реки Лаган, на которой располагалась верфь. К работам привлекли полторы тысячи человек, в числе которых были дети от 12 лет – по британским законам начала XX века это было законно, хоть и не одобрялось обществом. Принимали на вспомогательные работы не только профессионалов судостроения, но и дилетантов. Не удивительно, что за все время строительства судна травмы разной степени тяжести получили более 200, а погибших официально насчитывается шестеро.

После двух лет тяжелых трудов 31 мая 1911 года Титаник наконец был спущен на воду. Столь крупный объект не так-то просто отправить в плаванье, перед торжественным событием около недели потратили на разборку лесов и частичный демонтаж некоторых элементов сухого дока. Для смазки спусковых дорожек потратили около 23 тонн разных веществ, в том числе, рыбьего жира, паровозного масла и мыла. Народа собралось много, практически все население Белфаста, кроме того, приехало много гостей со всех концов Британии. В числе именитых зрителей спуска Титаника на воду оказались:

  • мэр города;
  • Джозеф Брюс Исмей;
  • Джон Пирпонт Морган.

Еще около полугода ушло на отделку лайнера, мелкие инженерный работы, установку оборудования и декораций. Самый большой и роскошный корабль мира был готов отправиться в свой первый рейс… Никто не знал, что гибель его была не за горами, а одна из причин трагедии уже скрывалась в обшивке.

«Титаник» на стапеле перед спуском на воду в мае 1911 года
«Титаник» на стапеле перед спуском на воду в мае 1911 года

Роковые заклепки

Металлические листы, из которых состояла внешняя обшивка лайнера, были очень прочными. Но сами по себе они держаться на своих местах не могли – их скрепляли между собой заклепки, которых при строительстве Титаника было использовано порядка 3 миллионов штук. Особенность их в том, что сделали их из металла очень низкого качества, изобилующего шлаками. В результате этого в заклепках образовались микропустоты, сделавшие их очень хрупкими, ломающимися при более или менее серьезных нагрузках.

Итог печален – при столкновении с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года заклепки пришли в негодность, в результате металлические листы обшивки разошлись. Нет, ледяная океанская глыба пропорола и эти самые листы, спору нет, но если бы заклепки остались на своих местах, то вода в трюмы поступала бы не так быстро. Конечно, корабль после такого повреждения так или иначе пошел ко дну, но из-за разрушившихся заклепок приток воды был слишком уж сильно, и Титаник пошел ко дну всего через 2 с половиной часа после происшествия. Кто знает, продержись он на плаву чуть дольше, такого количества погибших можно было бы избежать…

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.