Как советские летчики бомбили Берлин в 1941 году

Война

Первый авианалет на Москву немцы совершили еще 22 июля, на исходе первого месяца Великой Отечественной войны. Не сказать, что Советская столица понесла большие потери – были и погибшие, и раненые, и элементы инфраструктуры пострадали, однако эти первые бомбардировки не остановили жизнь города. Вопрос в другом – удары нанесли ущерб идеологии, боевому духу нашего народа, они стали попыткой указать людям и властьимущим превосходство вермахта над Красной армией. В таких условиях нужно было обязательно показать немцам их место, продемонстрировать наглядно, что наша авиация даже в самых тяжелых условиях может наносить ущерб врагу и будет это делать!

Подготовка к авианалету на Берлин

Так как удар по Москве нанес серьезный моральный ущерб нашим гражданам и, главное, офицерскому составу Красной армии, встала необходимость продумать план ответных действий, которые могли бы показать и немцам, и нашим:

  • возможность не только обороняться, но и атаковать, причем дерзко и эффективно;
  • высокий моральный дух;
  • отсутствие страха.

Первым высказал мысль о налете на Берлин нарком ВМФ адмирал Кузнецов – он изложил свои задумки лично Сталину, и главе государства мысль понравилась. С 20-х чисел июля закипели работы по подготовке удара по столице Рейха…

на Берлин

Маршрут самолетов

Изначально было понятно, что самолеты, которым предстояло идти на рискованную операцию, должны базироваться где-то недалеко от Германии (сравнительно, разумеется), но при этом быть в безопасности, кроме того, не вызывать лишних подозрений у вражеских разведчиков. Выбор пал на военный аэродром Кагул, расположенный на острове Эзель (Эстония). Проблема была в том, что для тяжелых бомбардировщиков этот объект подходил слабо — полоса грунтовая и очень короткая, а машины планировалось отправить на операцию внушительные:

  • ДБ-3 и ДБ-3Ф;
  • ТБ-7;
  • ЕР-2.

Пришлось в экстренном порядке приводить место дислокации боевых машин в порядок, правда до конца доделать так и не успели, командование торопило с вылетом. Нужно отметить, что несмотря на ряд технических и стратегических сложностей, подготовка к налету на Берлин была почти завершена уже к первым числам августа 1941 г!

Налет на Берлин

По первоначальному плану вылет наметили на 5 августа, но погода была очень уж плохой, до Берлина не долететь (теоретически возможно, но рисковать не стали), кроме того, не до конца рассчитали количество горючего в баках в соотношении с бомбовой нагрузкой. В связи с этим в ночь на 5 августа 5 советских машин сбросили бомбы на Данциг, причем большого ущерба врагу не нанесли. Основную же часть операции наметили на 8 число…

Советский бомбардировщик ТБ-7, он же Пе-8
Советский бомбардировщик ТБ-7, он же Пе-8

В ночь на 8 августа 1941 г. с аэродрома Кагул поднялись 10 бомбардировщиков, и взяли прямой курс на столицу Германии. Шли над Балтикой в очень сложных погодных условиях, из-за отвратительной видимости 5 самолетов сбились с курса, в итоге до Германии долетела всего половина состава. Уже над вражеской территорией машины попали в поле зрения немецких прожекторов, но… вместо атаки истребителями наши летчики получили лишь предложение зайти на посадку – враг принял Советские бомбардировщики за свои. До Берлина долетели без потерь в условиях полного радиомолчания, и сбросили свой смертоносный груз в виде 750 кг. бомб на каждом самолете.

Серьезного сопротивления от немцев Советские экипажи не получили, потерь не понесли – на базу в СССР вернулись 10 из 10 боевых машин!

Последствия и реакция

Это был не единственный случай, когда наши самолеты бомбили Берлин в 1941 году, однако, именно первый вылет вошел в историю чуть ли не в легендарном статусе. Бомбы, сброшенные на немецкую столицу, причинили сравнительно серьезный ущерб:

  • поражена электростанция;
  • повреждены производственные мощности нескольких заводов, в том числе, Daimler;
  • уничтожены 2 железнодорожные станции.

Не обошлось и без удара по мирному немецкому населению – согласно статистике, представленной властями рейха, в результате этого авианалета погибло 6 человек, еще 18 получили ранения, а без крыши над головой осталось порядка 130 жителей Берлина.

Евгений Преображенский, командир флагманского экипажа (слева) и штурман полка капитан Пётр Хохлов перед полетом на Берлин
Евгений Преображенский, командир флагманского экипажа (слева) и штурман полка капитан Пётр Хохлов перед полетом на Берлин

А немцы… так и не поняли, что произошло. По первой сводке руководства рейха, на Берлин налетело около 150 английских бомбардировщиков, которые умудрились незамеченными «пролезть» через тройное кольцо противовоздушной обороны. Англичане очень удивились – в ту ночь они и близко к немецкой столице не подлетали. Только через несколько дней советская сторона сама передала по сводкам о подвиге летчиков, и фашисты пришли в ужас – они поняли, что СССР способен сопротивляться, более того, он способен сам наносить ущерб, невзирая на сложности и опасности. Если вдуматься, то именно за счет таких подвигов мы и смогли одержать победу в той страшной войне. Недаром говорят, что героями русская земля полнится!

Герои же не остались без награды. Все члены экипажей получили по 2000 рублей премии, деньги, мягко говоря, неплохие. Пятеро человек удостоились звания Героя Советского Союза. За последующие вылеты премии полагались такие же, Ордена Ленина, Красного Знамени и Красной звезды получили более 70 членов экипажей, летавших на Берлин в августе-сентябре 1941 года.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.