Как работали «царевы кабаки» и зачем они вообще были нужны?

Мир

В понимании современного обывателя кабак представляется местом «знатным». Сказывает ореол 90-х, в которых этим словом называли солидные места, в которых распивали дорогой алкоголь серьезные дядьки с золотыми цепями. Ну да, выглядит это в чем-то даже красиво, однако, знали бы вы, что значило для простых людей это слово в Дореволюционной России, особенно до воцарения Петра I. Ужасные места, набивающие государственную казну, ломающие судьбы людские и быстро спаивающие население страны. Вопрос – как работали «царевы кабаки» и зачем они вообще были нужны?

Алкогольная монополия

До второй половины XV века князья особо не задумывались о том, что с помощью монополизации продажи алкоголя можно мало того, что серьезно пополнить государственный бюджет, но и привлечь на свою сторону богатую знать, которой эта самая монополия и должна была упасть в руки. Пили себе граждане и пили. Кстати, не так и много, как принято считать. Но наступил 1474 год, перевернувший алкогольную жизнь нашей страны. Иван III ввел первую в истории России государственную монополию на алкоголь, и помимо корчм (частные питейные заведения) разрешил продавать спиртное в государевых кабаках, то есть казенных заведениях. А вот для личных нужд курить вино (делать водку, если проще) государь дозволил только на праздники и после уплаты пошлины (явки).

Интересно, что если «явочный» алкоголь люди не успевали выпить за 5 суток, то его отбирали и перевозили в государевы кабаки – прибыльное дело!

Владимир Маковский «В кабаке»
Владимир Маковский «В кабаке»

Правда, пока полного запрета на частный оборот спиртного не было, видимо, правители еще не прочувствовали возможные выгоды, кроме того, не собирались «особыми методами» привлекать на свою сторону бояр и дворян, жаждущих богатства и власти. Первым до этого дошел Иван Грозный. Вообще, не совсем понятно, когда именно он уничтожил частные корчмы и начал заполонять страну царевыми кабаками, но уже в 1563 году их было довольно много, что отражается и в наших отечественных документах, и в записках иностранных путешественников. И да, это действительно было выгодно, так как до самого Петра I ситуация практически не менялась, а с пьянством бороться даже никто и не думал!

Для понимания ситуации – к середине XVII века государственный бюджет почти на 25% формировался из денег, собранных в царевых кабаках с населения.

Кто управлял?

У управляющих царевыми кабаками было вполне себе официальное название – целовальники. Вообще, термин этот применялся не только к управляющим питейными заведениями, им «нарекали» всех знатных людей, которые брали на себя клятву в верности и строгом исполнении возложенных обязательств путем целования православного креста. Конкретно эти ребята клялись:

  • не утаивать доходы;
  • не отвращать людей от пития.

Целовальниками были, как правило, выслужившиеся бояре и дворяне, а присматривали за ними воеводы. Не дай бог такому целовальнику упрятать от казны хотя бы копейку – в лучшем случае он бы потерял «теплое местечко», а в худшем мог отправиться осваивать просторы Сибири с вырванными ноздрями и позорным клеймом.

Иван IV приказал открыть царевы кабаки
Иван IV приказал открыть царевы кабаки

Большая часть царевых кабаков была именно «целовальной», однако, на Руси существовали еще и откупные кабаки. Принцип работы у них тот же самый, но во главе ставился не человек, на 100% подчиненный государству, а кто-то из числа особо отличившихся военных командиров. Кабак они получали во временное «пользование» (до 5 лет), брали на себя обязанность сдавать в казну какую-то сумму ежемесячно, а все, что оставалось сверху, клали себе в карман. Точную «казенную» сумму назвать нельзя, она очень сильно отличалась в разных регионах и в разное время года, более того, этот «процентик» отдельно оговаривался с местными властями каждым откупником.

Алкогольный беспредел

Итак, приходит в царев кабак какой-нибудь простой деревенский мужик, берет себе выпивку, еду, садится за стол или встает около стены, употребляет… Что дальше? Если нет денег, то лучше ему было бы пойти домой, но нет – кабацкие управляющие делали все для того, чтобы люди пили как можно больше по той простой причине, что это выгодно. Именно из этого в царевых кабаках и развилась очень продуманная «долговая система». Суть вот в чем – денег у человека больше нет, но выпить ему хочется, следовательно, он готов влезть в любые долги, которые ему радостно предоставляли управляющие кабаков.

Василий Астахов «В погребке»
Василий Астахов «В погребке»

Но проблема в том, что не вернуть этот долг было нельзя под страхом увечий и потери всего имущества. Например, управляющий дал нашему теоретическому мужику ведро водки на неделю. Если он не отдает деньги в срок, то на дом к нему приходили крепкие ребята (по сути, обычные разбойники), и долги с него очень жестко выбивали. Нет денег? Не проблема – забирали скотину, сельхозинвентарь. Иные отморозки могли в качестве оплаты за алкоголь взять «попользоваться» жену или дочь несчастного. И государство ничего с этим не делало, так как выгодно.

Самое интересное, что при таких жестоких отношениях на алкогольном рынке, к началу XX века Россия стала одной из самых малопьющих стран Европы. Спасибо за это нужно сказать последним императорам, которые всерьез озаботились физическим и нравственным здоровьем своих подданных.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.