Как появилась БМВ?

Мир

В наше время BMW наряду с Мерседесом, Ауди и некоторыми другими автомобильными марками твердо ассоциируется с успехом, богатством и «удавшейся жизнью». Действительно, продукция Bayerische Motoren Werke (Баварские Моторные Заводы) отличается качеством и надежностью, роскошь машин в некоторые случаях оказывается впереди даже самых именитых английских элитных брендов, а общая среднегодовая прибыль компании оценивается в 9 миллиардов евро, и это при почти полном отсутствии крупных скандалов, в том числе, в рамках конкурентной борьбы. А начиналось все в далеком 1916 году, и основатель компании даже не помышлял о выпуске автомобилей…

Основание компании и первый провал

Отцом-основателем компании стал Карл Фридрих Рапп. Талантливый конструктор и предприимчивый делец, он решил «присоседиться» к бизнесу своего близкого друга Густава Отто, занимавшегося производством самолетов. Правда, в дело товарища он не полез, основал в Мюнхене свое предприятие, нацеленное на выпуск авиационных двигателей. Вообще, Рапп не планировал быстро взлететь, но поступил крупный государственный заказ на двигатели для Австро-Венгерской армии, пришлось расширяться. Почему именно «пришлось»? Дело в том, что мощности молодого предприятия были не особо серьезными, и такие объемы завод бы не потянул.

В результате Раппу пришлось искать компаньонов и внешних инвесторов, которые могли бы вложить в предприятие деньги, необходимые для стремительного роста, и нашел! Дело двинулось, двигатели пошли по конвейеру, даже прибыль удалось получить, но законы экономики никто не отменял… Такой стремительный рост вызвал серьезное увеличение расходов, издержки увеличивались день ото дня, и отец-основатель понял, что не справится, и ему лучше уйти. Мудрое решение! В 1918 г. компанию возглавил Франц Йозеф Попп, который сразу же дал ей современное имя – BMW.

Карл Фридрих Рапп, основатель компании
Карл Фридрих Рапп, основатель компании

До Второй Мировой

Отгремела Первая мировая, Германия проиграла, и получила кучу запретов и ограничений:

  • необходимость выплатить огромную контрибуцию;
  • ограничение численности армии;
  • запрет на военную авиацию.

Последний пункт для БМВ чуть не стал роковым – компания по-прежнему производила авиационные двигатели, а условия Версальского мира сделали эту отрасль, мягко говоря, бесполезной.

Попп оказался человеком талантливым и активным, он быстро нашел выход из сложной ситуации – наладил выпуск тормозов для железнодорожных вагонов, а в 1923 г. с конвейера сошел первый мотоцикл. Он получился настолько удачным, что сразу оттеснил многих конкурентов, завоевал народную любовь, и, фактически, уже тогда сделал БМВ престижной маркой.

В 1928 г. компания заработала достаточно средств для перепрофилирования производства, и настало время для поистине исторического момента – был выпущен первый автомобиль Dixi 3/15 PS! Неплохая получилась машина, но она впитала в себя черты сразу нескольких английских моделей, и с производства ее сняли довольно быстро. А вот следующий автомобиль стал действительно культовым – 303. Именно эта модель впервые была оснащена характерной радиаторной решеткой, которая в наше время уже успела стать изюминкой марки!

Первый DIXI
Первый DIXI

Вторая мировая и послевоенный период

Приход к власти Гитлера для компании не изменил ровным счетом ничего, БМВ развивалась стабильно без резких колебаний, выпускала новые модели автомобилей и мотоциклов, разрабатывала велосипеды, но начало войны некоторые коррективы все же внесло. Дело в том, что верхушка Третьего рейха всегда заботилась о стремительном развитии вооружений, причем не абы какого, а прорывного, смертоносного, максимально эффективного и уникального. Особое внимание Гитлер и его клика уделяли ракетам, в частности, ракетным двигателям, способным отправлять на большие расстояния внушительное количество смертоносного груза.

В числе прочих участь разрабатывать эти ракетные двигатели выпала и гиганту из Мюнхена, благо, что производственные мощности позволяли, а обилие грамотных инженеров вызывало зависть у всех конкурентов. Вообще, обыватель ассоциирует БМВ и Вторую мировую по мотоциклам, на которых рассекали бодрые молодчики из СС с пулеметами в колясках. В реальности же эти модели были разработаны еще до войны, а во время активных боевых действий выпускалось их не так и много, основные мощности сконцентрировались именно на ракетах. Правда, до самого 1945 г. ничего дельного так и не разработали, оно и к лучшему.

Мотоциклы BMW во время Второй Мировой войны
Мотоциклы BMW во время Второй Мировой войны

А после войны БМВ едва не прекратила свое существование. Мюнхен попал в оккупационную зону США, и американцы быстро окрестили заводские мощности автопроизводителя нерентабельными и бесперспективными. Немецкие предприниматели с боем добивались возможности попробовать восстановиться, и в 1947 г. таки получили свое. В том же году были произведены первые партии очень неплохих велосипедов, и это спасло компанию от уничтожения, а заводы от демонтажа. Только через год предприятие получило право на выпуск мотоциклов, а к производству автомобилей БМВ вернулась лишь в начале 50-х, а на поток это направление удалось поставить лишь в 1962 г., да и то ограниченно!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.