Как купец Афанасий Никитин оказался в Индии?

Мир

Мы привыкли считать, что именно вездесущие португальцы первыми открывали новые земли и морские маршруты. Однако на фоне «распиаренных» Васко да Гамы и его соотечественников почему-то неприметным остаётся имя Афанасия Никитина. А ведь именно он, русский путешественник, побывал в Индии задолго до того, как там появились его португальские «коллеги».

Никитин одним из первых среди мореплавателей стал вести записи о странах, где приходилось быть, о нравах и быте местного населения. Правда, сам путешественник считал свои заметки греховными. Однако через много веков труды Никитина оставались актуальными и вызывали огромный интерес в обществе. Как же крестьянский паренёк стал известным путешественником? И что открыл «русский Колумб»?

Крестьянин, ставший купцом

Ранние годы Афанасия Никитина во многом для историков остаются загадкой – неизвестен даже год его появления на свет. Предположительно он родился в начале XV века. Его отец был простым крестьянином, причём Никитин – не фамилия, а производная от отчества. Родителя Афанасия звали Никитой.

Крестьянский паренёк отличался прекрасной смекалкой и имел живой ум. В молодые годы он стал успешным купцом. Но как же обыкновенный крестьянин сумел достигнуть таких высот? Об этом история умалчивает, но, как мне кажется, Афанасия могли приметить проезжие купцы, которые, вероятно, взяли его в качестве помощника, а дальше сообразительный юноша уже сумел сам «пробиться в люди».

Афанасий Никитин - русский купец-путешественник
Афанасий Никитин — русский купец-путешественник

Талантливый и добросовестный молодой купец очень скоро стал весьма состоятельным человеком. Ему приходилось немало ездить по свету. Никитин побывал даже в Византии, откуда привозил ценные товары. Один из самых крупных рынков в ту пору находился в Астрахани. Чтобы отправиться туда, купец заручился поддержкой самого тверского князя, который был шурином Ивана III. В дальнейшем Михаил Борисович и Афанасий не раз устраивали деловые встречи, как мне кажется, разговоры на них шли исключительно о торговле, однако некоторые историки предполагают, что Никитин мог быть тайным дипломатом князя.

Бедствие

Путь в Астрахань оказался весьма непростым. Изначально купец планировал присоединиться к посольскому обозу (так было безопаснее), но не сумел нагнать его. Неподалёку от Астрахани корабли Никитина атаковали местные разбойники. Одно судно пошло на дно, а два других были повреждены. Разумеется, товар на затонувшем судне уже нельзя было вернуть.

Кадр из фильма «Хождение за три моря»
Кадр из фильма «Хождение за три моря»

Проблема оказалась действительно серьёзной, и дело было вовсе не в повреждении кораблей. Суда были отремонтированы, но ответственность за потерянный товар лежала на купце. Более состоятельный человек мог бы компенсировать убытки из собственного кармана, но у Никитина требуемой суммы не было. Однако он даже в самый критический момент сохранил оптимизм. Афанасий решил продолжить путешествие и двинулся к южным землям от Дербента. Так он оказался в Персии.

Не купец, но исследователь

Никитин стал одним из первых европейских путешественников, побывавших в заветной Индии, куда так мечтали найти дорогу португальцы. Во время путешествия Никитин делал заметки, которые вошли в его работу «Хождение за три моря», при этом сам он считал себя грешником. Он видел иную культуру, бывал у языческих святилищ, наблюдал, как совершают обряды иноверцы. При этом впечатление на духовно высокого человека это производило весьма тягостное. Даже в жаркой Индии он не мог смириться с тем, что местные жители ходят по улицам полуобнажёнными:

«Зимой у них простые люди ходят — фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове… (О Боже, Боже великий, Господь истинный, Бог великодушный, Бог милосердный!)».
Афанасий Никитин в Индии
Афанасий Никитин в Индии

При этом Афанасий не отгораживался от нового неизведанного мира, а напротив, расспрашивал народ о его обычаях, слушал местные напевы, даже изучал язык. Он интересовался политическим устройством, бытом, принципами жизни людей с иной верой, иными взглядами и культурой.

Интересно, что во время своего странствия Никитин перестал быть купцом, а превратился, скорее, в исследователя-этнографа. Только одна торговая сделка описана в его «Хождении», да и то перепродажа жеребца оказалась убыточной.

На протяжении четырёх лет Афанасий Никитин пробыл в Индии, а затем, истосковавшись по родине, отправился в обратный путь. Увы, добраться домой он так и не смог. В дороге Никитин тяжело заболел и умер в 1475 году неподалёку от Смоленска (в ту пору эти земли принадлежали Великому княжеству Литовскому). Благодаря верным соратникам Никитина его записки были сохранены, а впоследствии опубликованы русскими историками. И хотя купец не открывал новые материки и острова, он стал новатором в своём деле. Созданные им записи о путешествии, его наблюдения оказались бесценным трудом для изучения народов и стран мира.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.